В течение многих лет интересуясь вопросами воспроизведения музыки с высоким разрешением, я не раз задавался вопросом: почему одни устройства выпускаются (а, значит, и продаются) многие годы и не перестают пользоваться популярностью у любителей музыки, а другие не выдерживают проверку временем?
Постоянный рост популярности наушников вызвал настоящий бум в сфере их производства и развития соответствующих технологий. Ожидается, что в этом году будет продано 377 млн. наушников или на 4 % больше, чем в прошлом. Причём в ближайшие пять лет мировой рынок головных телефонов будет расти ещё быстрее – более чем на 7 % в год. Поэтому разобраться в разнообразии их видов, форм и технических характеристик бывает не так-то просто.
Цифроаналоговые преобразователи на R2R-матрицах (или конвертерах лестничного типа) постепенно завоёвывают всё больше и больше почитателей среди аудиофилов. Можно, наверное, говорить о возрождении популярности этого типа преобразователей, хотя, конечно, они никогда не пропадали из поля зрения ценителей натурального звучания и многих производителей аудиотехники.
В 2014 году в редакции ПК Аудиофила проходил тестирование ЦАП без передискретизации (англ. non-oversampling, NOS) Metrum Acoustics Hex. Его звучание произвело на нас сильное впечатление. Звук был настолько естественным, что можно было говорить об отсутствии цифровых артефактов, которые так раздражают любителей музыки.
Теперь у нас появилась возможность оценить ещё один преобразователь голландской компании All Engineering – Metrum Acoustics Pavane, который был выпущен в 2015 году и вобрал в себя последние технические находки его разработчиков.
В последние годы на рынке появилось большое количество китайских ЦАПов – от самых простых, с приземлённым звучанием и сомнительной историей происхождения до самых продвинутых, с интересными схемными решениями и высоким качеством звука. Всех их объединяет одно свойство: цена, как правило, ниже, чем у аналогичных преобразователей, выпущенных европейскими, американскими или японскими компаниями (часто, кстати, опять же в Китае). Но всегда ли более приемлемая стоимость аппарата позволяет получить высокое качество звука?
Когда мне привезли этот ЦАП, я был немало удивлён: не мог себе представить, что в относительно небольшом корпусе может находиться такой тяжёлый аппарат. Действительно при компактных габаритах 205×260×48 мм он весит почти 4 кг. Причина в том, что, во-первых, корпус преобразователя изготовлен из цельной алюминиевой заготовки, в которой сделаны углубления под блоки схемы, во-вторых, ЦАП оснащён мощным тороидальным трансформатором, который тоже вносит значительный вклад в вес аппарата. Ясно, что и то, и другое положительно сказывается на его работе. И вообще, в этом ЦАПе довольно много интересного.
|
Перед началом тестирования я полагал, с некоторым предубеждением, что ЦАП с усилителем для наушников SOtM sHP-100 – это такое компактное устройство среднего уровня, созданное скорее для удобства использования, чем для получения высококачественного звука. Но более близкое знакомство с этим аппаратом убедило меня, что я ошибался. Теперь обо всём по порядку.
ЦАП Metrum Acoustics Hex относится к довольно редкому, но популярному среди аудиофилов, классу преобразователей под названием NOS (non-oversampling, рус. без передискретизации). Основной особенностью таких устройств является исключение процесса передискретизации с повышенной частотой (интерполяции) и цифровой фильтрации аудиосигнала при цифроаналоговом преобразовании.
Хорошо известно, какое большое влияние на работу цифроаналогового преобразователя оказывает качество электропитания. И чем более совершенная система питания используется в ЦАПе, тем больше можно ожидать от него в плане качества звука. Причём не в меньшей, если не в большей, степени это относится к ЦАПам с асинхронным типом передачи данных через вход USB.