|
Компания Audioengine стала известной благодаря своим акустическим системам Audioengine А5, выпуск которых начался в 2005 году и продолжается до сих пор, правда уже в усовершенствованном, но не менее успешном варианте под названием А5+. Эти замечательные активные колонки предназначаются, прежде всего, для работы с компьютером, и поэтому ЦАПы, которые появились несколько позже в продукции Audioengine, закономерно дополняют аудиосистему для получения более качественного звука с ПК.
D1
Стремительное увеличение количества и повышение доступности музыкальных записей в интернет-пространстве привело к тому, что сейчас трудно, наверное, найти современного человека, который бы не слушал или не скачивал музыку с помощью компьютера. Однако качество звука с ПК, к сожалению, не может радовать, и, в первую очередь, по причине использования простейшего встроенного цифроаналогового преобразователя и негативного влияния на звук помех от работы различных схем компьютера (подробнее см. здесь). Чтобы получить хороший звук, в последнее время стали активно использоваться портативные внешние ЦАПы, часто совмещаемые с усилителем для наушников. И здесь компании Audioengine удалось совместить в одном устройстве удобство, небольшие размеры, привлекательный дизайн, и, что самое главное – отличное звучание. В это трудно поверить, но звук в наушниках, подключённых к D1, не уступает по качеству звуку ЦАПов из значительно более высокой ценовой категории.
Технические особенности D1
Audioengine D1 представляет собой коробочку небольшого размера, с лицевой стороны которой расположены ручка регулировки громкости, выключатель с индикаторной лампочкой и разъём для наушников 3,5 мм, а с тыльной – аналоговые выходы RCA, цифровые входы – USB и оптический S/PDIF на разъёме TOSLINK. Сразу отметим высокое качество разъёмов RCA, установленных на D1 и наличие оптического входа.
На фото сверху преобразователь изображён лежащим на мешочке из мягкой микроволоконной ткани. Все устройства Audioengine, которые мне удалось прослушать, в том числе звуковые колонки, имеют такие же удобные и красивые аксессуары, которые, к тому же, защищают аппаратуру от повреждений.
Внутри D1 установлены высококачественные микросхемы – конвертер AKM AK4396, USB-контроллер TI TAS1020B, S/PDIF-контроллер Cirrus Logic CS8416 и операционный усилитель TI NE5532, обычно используемые в более дорогих устройствах. Кстати, производитель не делает секрета из того, какие детали применяются, публикуя эту информацию в технических описаниях устройств.
Питание на D1 подаётся через разъём USB, и применяется специальная схема фильтрации питания с двухступенчатой стабилизацией.
Хороший набор комплектующих и правильное схемное решение позволяют достичь достаточно высоких для такого класса устройств характеристик. Используется адаптивный тип USB–подключения, который не требует установки каких-либо драйверов.
Технические характеристики Audioengine D1
Цифровые входы |
USB и оптический S/PDIF |
Максимальная дискретность входного сигнала |
24 бит |
Частота дискретизации входного сигнала: оптический вход USB-вход |
до 192 кГц до 96 кГц |
Выходы |
стерео RCA 3,5 мм для наушников |
Номинальное выходное напряжение (RCA и выход на наушники) |
2 В (RMS) |
Выходное сопротивление: RCA наушники |
47 Ом 10 Ом |
Напряжение питания |
5 В, через USB |
Номинальный ток нагрузки |
200 мА |
Отношение сигнал/шум |
более 110 дБ |
Нелинейные искажения + шум |
менее 0,002 % |
Переходное затухание |
не хуже –85 дБ |
Частотный диапазон |
10 Гц – 25 кГц ± 0,5 дБ |
Звучание
Сначала я решил опробовать ЦАП в работе с ноутбуком Toshiba, подключённым через USB. В качестве колонок использовались активные аудиосистемы Audioengine А5+. Предварительно я прослушал эти колонки при подключении непосредственно к выходу ноутбука, чтобы было, с чем сравнивать. А затем подключил их через D1 с помощью кабеля USB, имеющегося в комплекте преобразователя. Оказалось, что в ноутбуке никаких настроек выполнять не потребовалось: подключил провода, включил питание – и всё сразу заработало.
Могу определённо сказать, что звук мне понравился и во многом превзошёл мои ожидания: во-первых, он был заметно лучше того, что я слышал при подключении колонок напрямую к ноутбуку, а во-вторых, он не вызывал никаких неприятных ощущений, препятствующих вовлечению в музыкальный материал. Кроме этого я хотел бы подчеркнуть отсутствие какой-либо окрашенности и чрезмерной подчёркнутости воспроизведения высоких частот, которые часто характеризуют работу недорогих преобразователей. Мой ноутбук с помощью ЦАПа Audioengine D1 и активных колонок Audioengine А5+ превратился в компактную аудиосистему с отличным звучанием.
Весьма удовлетворённый услышанным, я заменил источник, подключив преобразователь через оптическое соединение к цифровому проигрывателю «ПК Аудиофил II». Звук улучшился. Например, концертная запись Джульен Тэйлор из зала Lyric Theatre в Гонконге (Julienne Taylor/Live at the Lyric, FLAC 96/24, Evosound, 2012) давала такое ощущение пространства и «дыхания» зала, а также точного расположения инструментов и вокальной группы, что я поспешил посмотреть видеозапись концерта на YouTube, чтобы убедиться в правильности своих ощущений. Попробовал другие аудиофайлы разного разрешения – тоже отличный результат и в отношении звуковой сцены, и микродинамики, и детальности, и полновесного баса, учитывая возможности аудиосистем Audioengine A5+.
Чтобы сделать сравнение более корректным, я попробовал прослушать эти же записи с выхода USB того же самого цифрового проигрывателя, отключив оптический кабель (кстати, ЦАП сам определяет, какой цифровой вход задействован – это очень удобно). Другие записи тоже показали, что через оптический вход D1 играет немного лучше, что в данном случае вполне закономерно, учитывая, что оптический тип соединение менее подвержен влиянию джиттера, чем адаптивный тип USB. Поэтому можно рекомендовать использовать оптический выход, если таковой имеется на системной плате компьютера. С другой стороны, и я хотел бы это подчеркнуть, с D1 более распространённое USB-соединение даёт звук значительно лучше, чем можно получить от самогó компьютера, снимая сигнал с аналогового выхода.
Очень понравилась работа Audioengine D1 через наушники. К той характеристике звучания, что дана выше, надо добавить полное отсутствие шума. Кстати, при прослушивании использовались профессиональные студийные наушники Superlux РВ661, которые «не прощают ошибок». Интересно, что когда наушники подсоединяются к преобразователю, линейный выход RCA отключается (тоже удобно).
Выводы
Известно, что цифроаналоговый преобразователь Audioengine D1 пользуется популярностью (и вполне заслуженно) среди любителей хорошего звука от компьютера. За рубежом, во многих известных изданиях об этом ЦАПе опубликовано много положительных статей. Я присоединяюсь к мнению, как первых – пользователей, так и вторых – авторов статей.
Если попытаться суммировать результаты моего тестирования D1, то можно прийти к такой формуле, которая указывает, как получить аудиоустройство, которому гарантирован успех:
высокое качество звука
+ удобство использования/простота управления
+ привлекательный дизайн
+ компактность
+ отличная конструкция
+ высококачественные комплектующие
+ невысокая цена
----------------------------------------------------------
= успешное аудиоустройство
В минусе, может быть, остаётся только одно, что удалось заметить за время работы аппарата – отсутствие делений на регуляторе громкости, что показалось мне не очень удобным.
Если кто-то из читателей этой статьи только подумывает о том, чтобы улучшить звук с компьютера, и чтобы это было не очень дорого – начните с Audioengine D1. Получите максимум качества за небольшие деньги (6990 руб.). Звук станет более натуральным и музыкальным.
D2
Основное отличие Audioengine D2 от D1 – беспроводная передача сигнала. В последнее время, в связи с развитием беспроводных технологий, всё чаще можно услышать о появлении таких аудиосистем, главное достоинство которых – удобство в использовании*. Но компании Audioengine, насколько я знаю, первой удалось сделать беспроводной ЦАП для высококачественного воспроизведения звука.
Технические особенности D2
ЦАП D2 состоит из двух устройств – передающего и приёмного. В передатчике имеется два цифровых входа (USB и оптический S/PDIF), регулятор громкости, выключатель питания и связи с индикаторными лампочками. В приёмнике – аналоговый выход на разъёмах RCA, выключатель питания и связи с индикаторными лампочками, и цифровой оптический выход S/PDIF. Каждое устройство имеет по две антенны и свой собственный выносной блок питания. По информации компании Audioengine, это улучшенные блоки питания с дополнительной стабилизацией и сниженным уровнем помех.
Подавая цифровой сигнал с компьютера на передатчик, можно приёмник подключить, например, к активным колонкам, которые установлены в другом конце комнаты или даже в другой комнате. И слушать музыку с высоким разрешением! И без длинных проводов!
Кроме этого, с помощью цифрового выхода на приёмном устройстве можно также осуществить передачу сигнала от источника, например, телевизора, к преобразователю, например, ресиверу. Фактически, в D2 совмещено три (!) устройства: беспроводной ЦАП, беспроводной конвертер USB-S/PDIF и устройство для беспроводной передачи цифрового сигнала стандарта S/PDIF.
Что очень важно в конструкции D2, так это то, что передача сигнала от передатчика к приёмнику идёт с высоким разрешением 96 кГц/24 бит и, как обещает компания-производитель, с абсолютной точностью «бит в бит». Причём от одного передающего устройства сигнал могут получать одновременно три приёмных. Для этого предусмотрена возможность при необходимости приобретать приёмные устройства отдельно. Расстояния, на котором осуществляется уверенная передача сигнала (не менее 30 метров), вполне достаточно, чтобы установить такую систему в квартире, офисе или частном доме.
Как и в D1, в D2 используются только высококачественные микросхемы – TI PCM1792A (конвертер), TI TAS1020B (USB-контроллер) и AKM AK4117 (S/PDIF-приёмник).
Интересно решена схема регулятора громкости. Хотя он расположен на передатчике, регулировка громкости в действительности производится в приёмнике. И делается это с помощью отдельного беспроводного канала связи, который, кстати, не оказывает никакого влияния на прохождение основного потокового сигнала.
Ещё одно интересное техническое решение позволяет избежать как влияния радиосигналов (от Wi-Fi, беспроводной компьютерной периферии и т.п.) на качество передачи от предающего к приёмному устройству преобразователя, так и обратного воздействия радиосигналов самогó D2 на тот же Wi-Fi. Для этого в ЦАПе используется 37 каналов радиосвязи шириной 2 МГц каждый, работающих в диапазоне от 2405 до 2477 МГц. Система сканирует существующие радиосигналы, и выбирает свой канал связи на достаточном удалении от них по частоте. И всё это происходит без каких-либо прерываний или щелчков во время звуковоспроизведения. Правда, производитель всё-таки не рекомендует располагать D2 ближе 30 см от какого-либо другого устройства беспроводной связи.
Технические характеристики Audioengine D2
Цифровые входы |
USB и оптический S/PDIF |
Дискретность входного сигнала |
до 24 бит |
Частота дискретизации входного сигнала: оптический вход USB-вход |
до 192 кГц до 96 кГц |
Выходы: аналоговый цифровой |
стерео RCA оптический S/PDIF |
Номинальное выходное напряжение |
2 В (RMS) |
Выходное сопротивление |
100 Ом |
Напряжение питания: передающее устройство приёмное устройство |
5 В, через USB или от внешнего блока питания 5 В, от внешнего блока питания |
Номинальный ток нагрузки: передающее устройство приёмное устройство |
270 мА 300 мА |
Отношение сигнал/шум |
более 115 дБ |
Нелинейные искажения + шум |
менее 0,0015 % |
Переходное затухание |
не хуже –85 дБ |
Частотный диапазон |
10 Гц – 30 кГц ± 0,5 дБ |
Впечатляющие технические характеристики, учитывая уникальные возможности и относительно невысокую стоимость ЦАПа (21990 руб.).
Звучание
Откровенно говоря, несмотря на привлекательное техническое описание преимуществ Audioengine D2, с которым я ознакомился предварительно на сайте производителя, у меня оставались сомнения насчёт возможности передачи звука с высоким разрешением по беспроводной связи.
Для включения D2, как и в случае с D1, не понадобилось выполнять никаких настроек и загружать драйверы: подключил провода, нажал на выключатель питания – и всё заработало.
Подключив цифровой проигрыватель «ПК Аудиофил II» через оптический кабель к передающему устройству, приёмное устройство с колонками я разместил с противоположной стороны комнаты. Оба устройства были запитаны от прилагаемых блоков питания. И начиная с этого момента, какое бы музыкальное произведение я не слушал, какие бы типы файлов я не использовал, услышанное всегда радовало меня качеством звука.
Взять, к примеру, звучание кантаты «Che giova il sospirar, povero core» RV 679 Антонио Вивальди в исполнении Тоне Вик и ансамбля Барокканерне (Tone Wik & Barokkanerne/Bellezza Crudel, FLAC 192/24, 2L, 2008). Голос звучит так проникновенно, что постепенно завораживает. Вокал и инструменты точно сбалансированы по громкости и месторасположению на воображаемой сцене, а реверберация помогает отчётливо представить объем помещения, где проводилась звукозапись. После прослушивания музыки Вивальди я сразу попробовал воспроизвести ту же звукозапись напрямую с компьютера, без ЦАПа. Земля и небо!
Совсем другой музыкальный жанр – инструментальная композиция 1 Speed в исполнении бас-гитариста-виртуоза Дина Пира (Dean Peer/Airborne, FLAC 96/24, ILS, 2010). Мощное звучание, мгновенная атака ударных, нюансы разнообразных тембров бас-гитары, широкий частотный диапазон – от самых высоких до самых низких, особенно в конце композиции, – всё это присутствует в звукозаписи, и всё было хорошо слышно.
За то время, в течение которого я слушал Audioengine D2, ни разу не проявились какие-либо проблемы связи между передающим и приемным устройствами, и это в многоквартирном доме, где «загрязнённость» эфира высока (здесь, например, обнаруживается более дюжины сигналов Wi-Fi).
В итоге у меня не осталось никаких сомнений в высоком качестве работы этих двух небольших коробочек. Наверное, можно согласиться с утверждением разработчиков ЦАПа, что на работу беспроводного D2 меньше влияют такие неприятности, как джиттер входного сигнала, проблемы с заземлением, шумы кабеля, не говоря уже о том, что беспроводное соединение помогает физически разнести шумный компьютер и звуковые колонки аудиосистемы.
Выводы
Высокое качество звука развеяло мои сомнения относительно возможностей беспроводной связи (как это реализовано компанией Audioengine) по передаче цифрового аудиосигнала высокого разрешения.
Хотя Audioengine D2 выпущен в 2012 году, он до сих пор является самым «продвинутым» из беспроводных ЦАПов. А если учесть действительно высокое качество звука с высоким разрешением, которое можно получить, используя оптический вход, то этот преобразователь – просто уникален.
Что ещё хотелось бы отметить. Простота подключения: подсоединил провода и можешь переносить с собой музыку в любое место. Просто, функционально, недорого. Отличная работа компании Audioengine!
Оба ЦАПа получили множество наград различных аудиоизданий. И это не случайно, ведь качество звучания, например, компьютера значительно улучшается с их помощью. Это я могу подтвердить с полной уверенностью. Возможно, поэтому жаль было расставаться с оборудованием Audioengine после проведения тестирования – привык к нему за месяц. Но не только поэтому. Самое главное – и преобразователи D1 и D2, и акустические системы А5+ и А2 – действительно достойные устройства.
_____________________________________
*Примечание: Не так давно был введён в действие первый стандарт для передачи данных такого рода – WiSA (Wireless Speaker and Audio, русск. беспроводные звуковые колонки и передача аудио). Стандарт определяет нормы для передачи без потерь сигналов с разрядностью до 24 бит и частотой дискретизации от 32 до 96 кГц, как стерео, так и многоканальных. Передача ведётся на радиочастоте в пределах полосы от 5,2 до 5,8 ГГц. Уже появились первые беспроводные колонки B&O, работающие в этом стандарте.
ПК Аудиофил благодарит «Дистрибуторскую компанию Графитек» за предоставленное для тестирования оборудование Audioengine.
Фото: ПК Аудиофил и audioengineusa.com.
Фотогалерея