Перед началом тестирования я полагал, с некоторым предубеждением, что ЦАП с усилителем для наушников SOtM sHP-100 – это такое компактное устройство среднего уровня, созданное скорее для удобства использования, чем для получения высококачественного звука. Но более близкое знакомство с этим аппаратом убедило меня, что я ошибался. Теперь обо всём по порядку.
Устройство
Наименование | SOtM sHP-100 |
Производитель | SOtM, Республика Корея www.sotm-audio.com |
Официальный представитель
в России
|
Компания "Лонг Вэйв"
www.long-wave.ru |
Цена | 74000 руб. |
По внешнему виду ЦАП sHP-100 напоминает другие устройства серии Advanced корейской компании SOtM *, известной своими оригинальными изделиями для компьютерного аудио: полностью алюминиевый корпус с чёрными боковинами и серебристой передней панелью.
На передней панели расположены гнёзда подключения наушников и линейного входа, регулятор громкости и светодиоды индикации подключённого входа. Устройство имеет многофункциональный регулятор громкости, который при кратковременном нажатии отключает (включает) звук, а при длительном – производит последовательное переключение входов. На задней панели – гнездо подключения питания, цифровые входы (USB, TOSLINK, RCA), аналоговые выходы (RCA) и клемма заземления.
Кроме этого, на нижней панели расположены ещё два переключателя. Один – для выбора импеданса головных телефонов (высокий или низкий), что позволяет подключать к аппарату самые разнообразные наушники. При переводе переключателя из положения «низкий» (Low impedance HP) в положение «высокий» (High impedance HP) выходное напряжение увеличивается, и это позволяет справиться со «сложной» нагрузкой высокоомных головных телефонов.
Второй переключатель на нижней панели – для выбора одного из двух режимов работы линейного выхода: регулируемый уровень выходного сигнала (Variable line output) или постоянный (Fixed line output).
Благодаря наличию линейного входа (гнездо 3,5 мм на передней панели) аппарат может работать, как полноценный усилитель для наушников, а при необходимости – и как предусилитель. В этом случае переключатель режима работы линейного выхода должен находиться в положении «регулируемый выход».
При подключении головных телефонов линейный выход автоматически отключается. Однако это происходит только в том случае, когда переключатель режима работы линейного выхода (на нижней панели) стоит в положении «регулируемый». В другом положении («постоянный») линейный выход аппарата продолжает работать вместе с наушниками.
С первого взгляда – всё сделано разумно и практично. Пойдём дальше.
Если заглянуть внутрь устройства, то там можно обнаружить очень аккуратную схему с набором качественных элементов, что свойственно изделиям компании SOtM. Для цифроаналогового преобразования используется микросхема Cirrus Logic CS4398, которая поддерживает не только сигналы ИКМ до 192/24, но и DSD64 (2,8 МГц) и DSD128 (5,6 МГц). Она обладает динамическим диапазоном 120 дБ, имеет дельта-сигма архитектуру, встроенный фильтр низких частот с частотой среза 50 кГц для сигналов DSD, раздельные каналы для питания цифровой и аналоговой части и другие полезные свойства.
Для обеспечения поддержки указанных форматов высокого разрешения через асинхронный USB-вход используется современная микросхема XMOS. Причём для оптимизации её работы была проведена модификация схемы подключения. Приёмник потока S/PDIF для коаксиального и оптического входов выполнен на чипе АКМ AK4113. В ЦАПе установлены высокоточные генераторы тактовых импульсов и малошумящие стабилизаторы напряжения в цепях питания. Только этого перечисления особенностей схемы достаточно, чтобы понять, что SOtM sHP-100 – это не «середнячок» в популярном сегодня классе малогабаритных ЦАПов с усилителем для наушников.
Выходные каскады построены на высококачественных операционных усилителях Texas Instruments: для наушников – на LME49720, линейный выход – на TPA6120A2. В качестве регулятора громкости используется потенциометр ALPS.
Питание ЦАПа sHP-100 может осуществляться двумя способами: от отдельного блока питания (в комплект не входит) или через вход USB. В обоих случаях в схеме предусмотрены специальные меры по «очистке» поступающего питания. Позже я опишу, как способ питания влияет на качество звука (а влияет существенно).
По мнению разработчиков из компании SOtM, комплекс технических решений, используемых в аппарате, приводит к получению такого качества звука, который является одним из лучших среди устройств этого уровня. Мне предстоит подтвердить или опровергнуть это утверждение.
Технические характеристики SOtM sHP-100
USB-вход |
USB 2.0 Поддержка сигналов ИКМ:
максимальная дискретность: 24 бит
частота дискретизации, кГц: 44,1; 48; 88,2; 96; 176,4; 192
Поддержка сигналов DSD: DSD64 и DSD128 Поддержка ASIO |
Коаксиальный и оптический входы |
Максимальная дискретность: 24 бит Частота дискретизации, кГц: 32; 44,1; 48; 88,2; 96; 176,4; 192 Импеданс (коаксиальный вход): 75 Ом |
Аналоговый вход |
Максимальное входное напряжение: 2 В (RMS) Гнездо: 3,5 мм TRS (мини-джек) |
Выход на наушники |
Максимальное выходное напряжение (переключатель в положении «низкий импеданс»): 2,1 ± 0,1 В (RMS) Коэффициент повышения выходного напряжения (переключатель в положении «высокий импеданс»): 4 Выходное сопротивление: 13 Ом КНИ+шум : менее 0,005 % на 1 кГц (при максимальном уровне сигнала на выходе) Гнездо: 6,3 мм TRS |
Линейный выход |
Выходное напряжение (переключатель в положении «постоянный»): 2,7 ± 0,1 В (RMS) Выходное сопротивление: 47 Ом КНИ+шум : менее 0,002 % на 1 кГц (при максимальном уровне сигнала на выходе) |
Внешнее питание |
Напряжение: 7 – 9 В Максимальный ток: 2 A |
Габариты |
106 x 53 x 175 мм |
Масса |
менее 1 кг |
В комплект ЦАПа sHP-100 кроме самого устройства входит диск с драйвером для ОС Windows, USB-кабель и описание.
Звук
Для начала я попробовал, как работает SOtM sHP-100 в качестве предусилителя и усилителя для наушников, то есть проверил аналоговый тракт без использования цифроаналогового преобразования. Для этого на линейный вход через переходник RCA-мини-джек подводился аналоговый сигнал с выхода проигрывателя Esoteric X-05, а питание на ЦАП подавалось с аккумуляторного БП SOtM mBPS-d2s.
В качестве музыкального материала использовалась качественная запись Джима Холла (Jim Hall) Concierto, выполненная известным звукорежиссёром Руди Ван Гелдером (Rudy Van Gelder) на своей студии в 1975 году и выпущенная компанией Mobile Fidelity Sound Lab. в виде гибридного супераудиодиска в 2003 году.
При работе в качестве предусилителя (переключатель режима работы линейного выхода в положении «регулируемый») аппарат проявил себя очень неплохо – можно сказать, на уровне устройства ценовой категории выше средней. А вот когда я подключил наушники (о наушниках позже), звук меня просто обрадовал. Я увлечённо слушал знакомые мелодии, не ощущая никакого дискомфорта или ограничения по какому-либо из параметров, характеризующих качество звучания. Прекрасно был слышен контрабас Рона Картера (Ron Carter) – так точно, что, наверное, контрабасистам можно учиться играть по этой записи. А вместе с молодым тогда Стивом Гэддом (Steve Gadd) на ударных и пианистом Роландом Ханной (Roland Hanna) ритм-группа задавала динамичную ритмическую основу, которая отлично передавалась во время воспроизведения. Правильная звуковая сцена и натуральный звук трубы и альт-саксофона подчёркивали высокий уровень работы усилителя для наушников. В дальнейшем я больше слушал через головные телефоны, чем через акустику.
С первым испытанием SOtM sHP-100 справился на «отлично». Правда, проявился и небольшой недостаток: при выключении аппарата не фиксируется работающий вход. И если это не вход USB, то каждый раз после включения питания надо нажимать на ручку регулятора громкости, чтобы перейти на нужный вход.
Следующее испытание – работа ЦАПа через коаксиальный и оптический цифровые входы. Сигнал подавался с дивиди-проигрывателя Pioneer DV LX50 через конвертер HDMI-S/PDIF. При проигрывании диска дивиди-аудио Би Би Кинга и Эрика Клэптона (B.B. King & Eric Clapton) Riding With The King (Reprise, 2001) хорошо передавался взрывной характер музыки – резкие фразы фортепиано, отрывистый звук барабанов, чёткая атака гитары, как, например, во второй песне на диске Ten Long Years. С другой стороны, когда это было нужно, звук гитары становился мягким и певучим, как на последней композиции альбома Come Rain Or Come Shine. И это было правильно воспроизведено.
После проверки того, как ЦАП работает через входы S/PDIF, которую он прошёл тоже успешно (кстати, звук через коаксиальный вход понравился мне больше, чем через оптический), наступил самый важный момент – оценка работы аппарата через вход USB. Важным это испытание я считал по той причине, что ЦАП SOtM sHP-100, исходя из его габаритов и характеристик, может быть особенно интересен тем, кто хочет слушать музыку с компьютера, причём в таком качестве, которое сам по себе компьютер обеспечить не может.
Источником сигнала был ноутбук Toshiba Portege Z830-A2S с ОС Windows 8.1 и программным проигрывателем JRiver Media Center. Предварительно был загружен драйвер для работы в асинхронном режиме. В описании и на сайте SOtM имеются рекомендации, как это сделать.
Питание обеспечивалось разными способами. Сначала я подавал питание с порта USB ноутбука, и использовался кабель из комплекта ЦАПа. Проигрывал файлы с разной частотой дискретизации и с разной музыкой. Звук был очень хороший. Потом поменял кабель на PROLINK Cinema OCC PHF367T-0120 с двумя разъёмами USB-A – один разъём для сигнала, другой – для питания. Звук немного улучшился – стало чуть больше воздуха и немного раздвинулась звуковая сцена.
А когда я подключил блок питания SOtM mBPS-d2s, то звук улучшился уже значительно: он стал просто превосходным. С технической стороны произошло следующее: у ЦАПа отключилась подача питания через USB-вход, которое обычно является источником шумов и помех, и включилось питание от батарейного БП. Кстати, внутреннее питание USB-интерфейса от аккумуляторных батарей используется в сáмом совершенном ЦАПе компании SOtM – sDP-1000, а в конвертере SOtM dX-USB HD используется такая же схема питания, как в тестируемом аппарате.
Пришло время проверить, как ЦАП обрабатывает сигналы DSD. Для проверки я скачал с сайта фирмы 2L аудиофайлы DFF форматов DSD64 (2,8 МГц) и DSD128 (5,6 МГц). Записи этой норвежской фирмы звукозаписи, известной среди аудиофилов,– очень высокого качества и представлены в нескольких форматах: от ИКМ 96/24 до DSD и DXD, что удобно для проведения тестирования цифровой аудиоаппаратуры.
В записи музыки Антонио Вивальди (кантата «Che giova il sospirar, povero core» RV 679) в исполнении Тоне Вик и ансамбля Барокканерне (Tone Wik & Barokkanerne/Bellezza Crudel, DFF, 2L, 2008) хорошо передана общая перспектива и соблюдается тональный баланс звучания инструментов и голоса.
Переход от одной частоты дискретизации к другой (от 2,8 к 5,6 МГц) позволял услышать некоторые изменения. Нет, это не были большие изменения, но их наличие реально ощущалось. Проявились музыкальные детали, которые были как-бы немного завуалированы, а звук инструментов получил более естественные оттенки.
Во время прослушивания музыки в исполнении ансамбля HOFF Ensemble (композиция Blågutten с альбома Quiet Winter Night, DFF, 2L, 2012), при переходе к формату DSD128 изменения были схожи с теми, которые описаны выше: в звуке как бы добавилось воздушности, лучше чувствовались индивидуальные особенности отдельных инструментов, чем при проигрывании файла DSD64.
По личному опыту могу сказать, что даже небольшие изменения в звучании могут быть существенны для восприятия музыки, поскольку именно в мельчайших деталях и тонкостях часто заключена её выразительность. Потому-то их проявление имеет особый смысл, во всяком случае, для меня. В связи с этим можно сказать, что когда аудиоустройство даёт возможность реально услышать даже такие небольшие изменения, как, например, при переходе от одной частоты дискретизации к другой в формате DSD, то это говорит о высоком уровне такого устройства. Музыка звучала действительно с высоким разрешением.
Наушники Phiaton Bridge MS 500
Прежде чем приступить к критическому прослушиванию, я попробовал несколько наушников разного уровня и с разным сопротивлением (FOSTEX, AKG) и остановился на новой модели головных телефонов, которые раньше не слушал, – Phiaton Bridge MS 500. Эти наушники как-то более правильно сидели на голове, амбушюры были мягкие и очень удобные и, главное, – звук был лучше, чем у других.
Американская компания Phiaton (подразделение корпорации Cresyn Ltd., Республика Корея), выпускает наушники премиум-класса, ориентированные на любителей качественного звука и оригинального дизайна.
В накладных наушниках Bridge MS 500 используется двухкамерная конструкция и установлены высококачественные динамические излучатели диаметром 40 мм с неодимовыми магнитами, что позволяет получить достаточно ровную частотную характеристику в диапазоне 15 Гц – 22 кГц и более чёткое воспроизведение низких и высоких частот. Низкий импеданс (16 Ом) и хорошая чувствительность (99 дБ) дают возможность работать практически с любым источником. Складная конструкция и выразительный дизайн указывают на то, что эти головные телефоны предназначены для любителей музыки, ведущих активный образ жизни. Поэтому и комплектуются они чехлом и двумя надёжными кабелями (по 1,2 м), один из которых имеет встроенный микрофон и пульт управления, и весят всего 250 г.
Для меня же главным было удобство и качество звука, особенно в отношении способности воспроизводить нюансы музыки с высоким разрешением. В этом отношении Bridge MS 500, по моему мнению, могут удовлетворить даже повышенные запросы слушателей, несмотря на то, что эти наушники – не самые дорогие (15910 руб.).
Прослушивание музыки с этими головными телефонами (и ЦАПом SOtM sHP-100) доставляло удовольствие с первой минуты. Единственное, чего мне не всегда хватало – это длины кабеля. Для домашнего использования я предпочитаю иметь более длинный кабель. Хотя, если эти наушники использовать вместе с компьютером или лучше с ЦАПом, расположенным рядом на столе, то и обычной длины может хватить. Тем более что кабель может подключаться к головным телефонам Bridge MS 500 и справа, и слева.
Эти наушники выпускаются недавно, но уже успели в этом году получить награды престижных международных конкурсов Red Dot Design Award и iF Product Design Award (Германия).
Заключение
В итоге: характеристики SOtM sHP-100 – как у аппарата высокого уровня, взять хотя бы поддержку разнообразных форматов высокого разрешения и схемные решения; звук – превосходный, особенно через головные телефоны; небольшие габариты и многофункциональность делают этот ЦАП очень удобным в использовании; цена – реальная.
Возьмите подходящие наушники, подключите его к компьютеру по USB-соединению – и радость встреч с любимыми музыкальными произведениями вам гарантирована. Не рекомендовать такой ЦАП просто невозможно.
Ю. Кузьмин
________________
* SOtM – Soul Of the Music, рус. душа музыки.
Описание sHP-100 на сайте www.sotm-audio.com.
ПК Аудиофил благодарит «Дистрибуторскую компанию Графитек» за предоставленное для тестирования оборудование SOtM и Phiaton.