цифровые технологии и качественный звук

В 2014 году в редакции ПК Аудиофила проходил тестирование ЦАП без передискретизации (англ. non-oversampling, NOS) Metrum Acoustics Hex. Его звучание произвело на нас сильное впечатление. Звук был настолько естественным, что можно было говорить об отсутствии цифровых артефактов, которые так раздражают любителей музыки.

Теперь у нас появилась возможность оценить ещё один преобразователь голландской компании All EngineeringMetrum Acoustics Pavane, который был выпущен в 2015 году и вобрал в себя последние технические находки его разработчиков.

Наименование   Metrum Acoustics Pavane
Производитель
  All Engineering, Нидерланды
  www.metrum-acoustics.com
Эксклюзивный дистрибьютор
в России
  Дистрибьюторская компания "План А"   
  hi-audio.ru
Цена   330 000 р.

Главной особенностью ЦАПов Metrum Acoustics является отказ от использования современных типовых конвертерных микросхем и применение таких технических решений, которые исключают передискретизацию (oversampling) цифрового сигнала.

Первые модели преобразователей Metrum Acoustics благодаря своему качественному звуку завоевали множество поклонников и хорошо продавались, и главный разработчик компании Сейс Руйтенберг (Cees Ruijtenberg) не остановился на достигнутом и решил идти дальше, создав собственные конвертерные чипы на основе R2R-матриц. 

 

Зачем нужны матрицы R2R

R2R-матрица1 – одна из классических схем, используемых в электронике для преобразования цифрового кода в аналоговый сигнал. Первоначально именно на этом принципе были основаны микросхемы конвертеров, применявшихся в ЦАПах. Среди них такие мультибитные чипы как Burr-Brown PCM1704 и PCM63, Philips TDA1541А и TDA1547, Analog Devices AD1865. Сегодня они уже не выпускаются, хотя можно привести примеры современных ЦАПов, работающих на таких конвертерных чипах: итальянской компании Aqua, английской Audio Note, российских Markan и MyST (Майкрофт) и др.

Так как технические характеристики и стоимость производства подобных микросхем оставляли желать лучшего, развитие технологий цифроаналогового преобразования пошло по другому пути, и в настоящее время все конвертерные чипы основаны на применении предискретизации  с использованием цифровой фильтрации. Технические характеристики улучшились, стоимость снизилась, а как насчёт звука?

К сожалению, как отмечают многие эксперты и любители хорошего звука, современные ЦАПы с передискретизацией, несмотря на различные технологические ухищрения, не могут избавиться от некоторой резкости или зернистости звучания – «цифрового звука».

Впервые на проблемы со звуком в конвертерах с цифровой фильтрацией и на преимущества схемы без предискретизации указал японец Рёхей Кусуноки (Ryohei Kusunoki) ещё в 1996 году. Причина указанных проблем в преобразователях с передискретизацией – искажения звука во временнóй области, к которым человеческое ухо особенно чувствительно (подробнее см. здесь).

Для иллюстрации этого на сайте Metrum Acoustics приведены изображения двух осциллограмм отклика конвертера на единичный импульс.

Слева – реакция типичного конвертера с передискретизацией. Сразу бросается в глаза, что временнáя характеристика этого процесса содержит осцилляции, которые предшествуют импульсу и следуют за ним. Это явление обязательно проявляется при работе конвертера, использующего цифровую фильтрацию сигнала, и в англоязычной литературе именуется как pre-ringing («предзвон») и past-ringing («послезвон»). На правом рисунке – результат работы преобразователя без передискретизации: осцилляции отсутствуют, форма импульса не изменяется.

Предпринимались попытки устранить осцилляции с помощью изменения характеристик цифрового фильтра. Для этого английской компанией Meridian Audio был предложен так называемый аподизирующий фильтр (apodising filter), который устраняет «предзвон». К сожалению, такой фильтр не только не устраняет последующие осцилляции, но может даже увеличить их продолжительность. В настоящее время используются и другие цифровые фильтры, которые также предназначены для уменьшения осцилляций. Подобные фильтры встроены в современные конвертерные чипы, могут включаться по желанию пользователя и дают некоторое изменение звучания. Однако до сих пор полностью решить эту проблему в рамках схемы с передискретизацией так не удалось.

А ведь из-за наличия подобных осцилляций при цифроаналоговом преобразовании сигнала страдает натуральность звучания музыкальных инструментов, особенно в высокочастотном диапазоне, а также такие характеристики воспроизведения как точность звуковых образов и естественность передачи музыкальной атаки. Поэтому, как считают приверженцы использования преобразователей на резисторах R2R, эта схема, благодаря отсутствию искажений во временнóй области, даёт правильный звук.

Можно добавить, что, несмотря на повсеместное использование конвертерных чипов с передискретизацией, преобразователи на резисторах R2R проявили достаточную «живучесть», и в настоящее время эта технология успешно развивается, но уже на новом уровне.

 

Новшества в R2R-матрицах ЦАПа Pavane

В результате кропотливой работы Сейсу Руйтенбергу удалось усовершенствовать схему R2R-матрицы и устранить её слабые места.

Во-первых, недостатком классической схемы R2R является так называемая проблема «виртуального нуля», которая проявляется в тот момент, когда при преобразовании переменного звукового сигнала матрица находится в среднем значении выходного напряжения, равного половине напряжения питания. Именно в этот момент в схеме должно происходить переключение сразу всех логических ключей, и даже незначительная несинхронность их переключения, например, из-за отклонений величины сопротивлений, приводит к нарушению процесса преобразования.

Для решения этой проблемы Сейс воспользовался способом, предложенным несколько лет назад.  Он применил две параллельные R2R-матрицы, подключив их по балансной схеме. При этом одна матрица стала работать с положительной полуволной сигнала, а вторая – с отрицательной. Это решение полностью устранило проблему «виртуального нуля» и тем самым «выпрямило» характеристику конвертера в районе нулевого положения, то есть в области самых слабых сигналов.

Кстати, одновременно и независимо от голландского инженера известный российский разработчик аудиооборудования Л. Бурцев также пришёл к аналогичному результату (патент на полезную модель №146932  «Цифроаналоговый преобразователь»).

Вторая проблема связана с тем, что 24-битная резисторная матрица содержит большое количество «ступенек»-резисторов, затрудняющих прохождение всё тех же слабых сигналов. Из-за этого слабые сигналы (младших битов цифрового кода) преобразуются в худших условиях, чем сигналы большей амплитуды (старших битов), что приводит к искажениям линейности преобразования и помехам переключения.

Для решения этой проблемы 24-битный цифровой код перед преобразованием был разделён на два потока по 12 бит – поток старших битов и поток младших битов, каждый из которых направлялся на отдельную R2R-матрицу. Причём для улучшения условий преобразования младших битов соответствующий цифровой поток увеличивался по амплитуде на 67 дБ (эквивалентно 12 бит), а после преобразования – ­на столько же снижался. В результате на такую же величину снижались и помехи переключения.

По принципу своего действия этот метод снижения шумов и помех напоминает компандерные технологии, например, известную систему шумоподавления Долби (Dolby NR), которая была разработана для магнитной записи звука в конце 60-х годов прошлого века. В этой системе при записи вводится подъём АЧХ в высокочастотной области, особенно страдающий от шумов, а затем при воспроизведении производится соответствующее снижение. При этом амплитуда шумов также уменьшается, и звуковоспроизведение становится более качественным. Любители магнитной записи на компакт-кассеты наверняка помнят эту полезную систему.

Технология, используемая в ЦАПе Pavane, позволяет производить преобразование слабых сигналов в таких же оптимальных условиях, как и сигналов большей амплитуды, что положительно сказывается на качестве цифроаналоговой конвертации. Управление этим процессом производится с помощью ПЛИС, а соответствующее схемное решение получило название «модуль упреждающей коррекции» (forward correction module).

В результате этих двух нововведений был получен уникальный конвертерный модуль Transient, обладающий свойствами, ранее недоступными для схем R2R, – высокой линейностью преобразования в области самых слабых сигналов вплоть до -140 дБ, низким уровнем шума и искажений.

В ЦАПе Pavane установлено восемь таких модулей Transient – по четыре в каждом канале. В других новых моделях преобразователей компании Metrum Acoustics – Musette, Menuet и Adagio – также используется модули Transient

Для иллюстрации возможностей модуля по сравнению с и типичной конвертерной микросхемой с передискретизацией на сайте Metrum Acoustics представлен следующий график.

Из графика видно, что линейность модуля Transient в области слабых сигналов (синяя и красная линии) значительно превосходит возможности современной микросхемы с передискретизацией (зелёная линия).

Не случайно, поэтому, что конвертерный модуль Transient, являющийся серьёзным технологическим прорывом, предлагается компанией для продажи в качестве самостоятельного компонента для сборки ЦАПов. Кстати, компания предлагает производителям аудиотехники целый набор компонентов, включая платы преобразователя, USB-модули и модули упреждающей коррекции.

 

Технические характеристики ЦАПа Metrum Acoustics Pavane

Общая характеристика
ЦАП без передискретизации
Упреждающая коррекция на ПЛИС
По 4 конвертерных модуля на канал, подключённых по балансной схеме
Полная мощность 45 В·А, 3 тороидальных трансформатора
Потребляемая мощность
В режиме ожидания: менее 1,5 Вт
В рабочем режиме: 18 Вт
Напряжение питания
110/115 В или 220/230 В, 60/50 Гц
Входы
1 оптический
2 коаксиальных (1x BNC и 1x RCA)
AES/EBU
USB
Выходы
Несимметричные: 2x RCA, позолоченные Neutrik
Симметричные: 2x XLR
Выходное напряжение
RCA: 2 В (скв.*)
XLR:  4 В (скв.*)
Частотный диапазон
1 Гц - 20 кГц (-1 дБ, частота дискретизации 44,1 кГц) 
1 Гц - 65 кГц (-1 дБ, частота дискретизации 192 и 384 кГц, вход USB)
КНИ
0,01 %
Отношение сигнал/шум
145 дБ при выходном напряжении 2 В (скв.*)
Выходное сопротивление
RCA: 100 Ом
XLR: 200 Ом
Частота дискретизации
Оптический вход: 44,1 – 96 кГц
Коаксиальные входы и AES/EBU: 44,1 – 192 кГц  
Вход USB: 44,1 – 384 кГц
Габариты 440 x 320 x 85 мм
Масса 10 кг

* скв. (англ. RMS) – среднеквадратичное (значение).

Среди характеристик обращает на себя внимание превосходное отношение сигнал/шум 145 дБ, достигнутое, в первую очередь, за счёт применения R2R-модулей Transient. В настоящее время ЦАПы с подобной характеристикой по уровню шума можно по пальцам сосчитать. Кстати, использование схемы двойного моно позволило получить также очень хорошее переходное затухание между каналами – до 120 дБ во всём звуковом диапазоне.

Если говорить о конструкции ЦАПа Pavane, то надо отметить также следующее.

Большое внимание было уделено системе электропитания, так как качественное питание – необходимое условие для точного цифроаналогового преобразования. На входе питания установлен сетевой фильтр Schurter.  В схеме используется три отдельных тороидальных трансформатора повышенной мощности: по одному на каждый канал и третий – для питания модуля USB и цепей управления. В цепи питания каждого из каналов установлена пара конденсаторов по 22000 мкФ.

Поскольку использовано балансное подключение R2R-матриц, то вся схема преобразователя с самого начала является балансной, что позволяет полностью воспользоваться преимуществами такого схемного решения. Причём конструкция модуля Transient такова, что позволяет вообще отказаться от выходных каскадов для симметричного выхода. Очевидно, что это даёт дополнительный выигрыш в качестве звука, поскольку включение в схему каждого дополнительного каскада усиления может привносить шумы и искажения.

Для получения несимметричного выходного сигнала балансный сигнал суммируется с помощью трансформатора Lundahl, после которого установлен каскад на полевом транзисторе. Таким образом, симметричные и несимметричные выходы электрически разделены друг от друга и могут работать одновременно.

Цифровые входы AES/EBU, коаксиальные BNC и RCA во избежание нежелательных паразитных связей имеют гальваническую развязку.

В качестве USB-модуля используется блок производства M2Tech, аналогичный тому, который установлен в последней модели этой известной итальянской фирмы hiFace Evo Two. Модуль работает в асинхронном режиме, оснащён парой высокоточных тактовых генераторов и поддерживает цифровые сигналы с частотой до 384 кГц. Как я уже отмечал, этот модуль USB запитывается от отдельного внутреннего блока питания, чтобы исключить попадание шумов и помех через питание USB-интерфейса.

Разработанный в Metrum Acoustics модуль упреждающей коррекции собран на ПЛИС Altera Cyclone IV и работает на тактовой частоте 400 МГц.

Преобразователь имеет элегантный внешний вид, в лучшую сторону отличающийся от упрощённого дизайна других аппаратов компании Metrum Acoustics. Выпускается в серебристом и чёрном цвете. На тестировании у меня был чёрный.

Корпус ЦАПа выполнен из толстого алюминия, конструкция имеет двойную раму. Крышка корпуса также двойная: снизу стальной лист, а сверху – закалённое стекло толщиной 4 мм.

На передней панели расположены кнопка включения, пять кнопок подключения входов и соответствующие индикаторы, окошко для сигнала пульта ДУ, а также индикатор ошибки, который загорается оранжевым цветом, когда на выбранный вход не поступает цифровой сигнал.

В комплекте преобразователя имеется: пульт ДУ с единственной кнопкой для выбора цифрового входа; силовой кабель, хороший Hi-Speed USB-кабель ACT длиной 1, 8 м голландской фирмы Intronics; переходник BNC-RCA; два диска: один – с драйверами и инструкциями по эксплуатации для ЦАПов Metrum Acoustics, а другой – тестовый компакт-диск The Absolute Sound Reference голландской фирмы STS Digital.

 

Прослушивание (стандартное разрешение)

Перед началом прослушивания, как и положено, ЦАП был основательно прогрет. В инструкции по эксплуатации указано, что аппарат достигает максимального уровня качества при интенсивном использовании от трёх до четырёх недель.

Прослушивание я начал с музыки со стандартным разрешением – хотел услышать, есть ли разница в звучании Pavane и ЦАПа с передискретизацией. В качестве второго преобразователя использовался ЦАП Audio Research DAC7, который в течение ряда лет служил мне как референсный. Сигнал подавался от плеера Esoteric X-05 через вход RCA.

Как известно, у ЦАПов с передискретизацией с ростом частоты дискретизации может снижаться уровень  искажений сигнала во временнóй области, т. к. при преобразовании сигналов более высокого разрешения (ВР) сокращается продолжительность осцилляций. Поэтому проблемы со звуком у таких ЦАПов часто бывают более заметны на материале со стандартном разрешением, чем с высоким.

В этом тесте ЦАП на R2R-матрицах Transient по всем статьям переиграл мой преобразователь на микросхемах Burr-Brown PCM1792 c передискретизацией.

Хотя я ожидал услышать хороший звук, опираясь на опыт тестирования ЦАПа Hex, то, что я услышал, превзошло мои ожидания. Звук, как мне показалось, стал ещё более естественным, практически полностью избавившись от цифрового «налёта». Натуральность звучания и лёгкость восприятия музыки при работе ЦАПа Pavane – поразительные.

Я как будто вернулся в ощущениях на годы назад, когда цифрового звука и соответствующей аппаратуры ещё не было, а мы слушали грампластинки первых выпусков. Не было ещё цифровой обработки сигнала, после которой грампластинки новых выпусков становятся даже в большей степени «цифровыми», чем компакт-диски, вследствие как минимум двойного преобразования аналог-цифра-аналог. В те годы, несмотря на ограниченный динамический диапазон грамзаписи, скрипы и щелчки, увеличение нелинейных искажений к центру диска, это был натуральный звук, который можно было с удовольствием воспринимать достаточно долго.

Подобные же ощущения лёгкости и натуральности в звучании проявлялись и при работе ЦАПа Pavane. Особенно впечатлило  прослушивание музыки с хорошим качеством записи, например, тестового компакт-диска The Ultimate Demonstration Disc (1995) фирмы Chesky Records.

С другой стороны, когда попадались записи с невысоким качеством, я чувствовал, что ЦАП Pavane даже из них может извлекать тонкие музыкальные детали, недоступные ранее. Это, несомненно, даёт новую жизнь компакт-дискам, и может быть особенно важным для тех, у кого имеется большая фонотека на CD.

Должен признаться, что в процессе прослушивания компакт-дисков я постепенно пришёл к мысли, что звучание ЦАПа Pavane, может быть, вплотную приблизилось к пределу возможностей, которые заложены в этом цифровом формате.

 

Зачем нужны 384 кГц

После прослушивания музыки со стандартным разрешением я перешёл на файлы ВР. ЦАП Pavane поддерживает по оптическому входу частоты до 96 кГц, по коаксиальным и AES/EBU – до 192 кГц и по USB – до 384 кГц. Возникает вопрос: зачем нужна такая высокая частота дискретизации, тем более что, как выяснилось, этот ЦАП отлично работает даже с материалом на 44,1 кГц, а музыки в формате DXD (352,8 кГц/24 бит) вообще очень мало?

Кроме этого, широко известно, что даже стандарт компакт-диска покрывает весь частотный диапазон слышимых звуков, и увеличение частоты дискретизации до, скажем, 96 кГц передвигает верхнюю границу АЧХ цифрового аудиоустройства к 40 кГц. Куда же больше? И зачем? Если увеличение частоты дискретизации является необоснованным, то закрадывается подозрение в том, что кампания в поддержку аудио высокого разрешения (АВР) есть не что иное, как возможность продать один и тот же музыкальный контент в новой «упаковке», да плюс ещё огромное количество нового оборудования для его воспроизведения.

Я, конечно, утрирую, но всё-таки: зачем нужны 384 кГц?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теории. Как известно, выбор частоты дискретизации обосновывается теоремой отсчётов Котельникова, из которой следует, что эта частота fд должна быть, по крайней мере, в два раза выше, чем наивысшая частота спектра сигнала fв. Например, для стандарта компакт-диска частоты дискретизации fд = 44,1 кГц вполне достаточно, чтобы обеспечить спектр сигнала всего слышимого звукового диапазона вплоть до 20 кГц.

Однако при таком рассуждении не принимается во внимание, что теорема отсчетов сформулирована для непрерывных сигналов с конечным спектром. А ведь реальный музыкальный сигнал таковым не является.

Для выхода из этой ситуации предлагается, например, сделать запас по требованию, сформулированному в теореме Котельникова, и использовать частоту дискретизации, скажем, в два раза выше расчётной, то есть 88,2 или 96 кГц. Или сделать запас по частоте дискретизации ещё большим – пятикратным.

Посмотрим на этот вопрос с другой стороны – с точки зрения свойств реального музыкального сигнала.  Акустический музыкальный сигнал имеет постоянно меняющуюся временнýю и динамическую структуру, которая, наряду с другими причинами, определяется быстротой атаки музыкальных инструментов. Известно, что процесс атаки особенно важен для распознавания тембра инструмента.

Если говорить о скорости атаки, то, например, при игре на трубе звук может достичь пика за 10 мкс, на цимбалах – за 7-10 мкс. А временнóй интервал семплирования, то есть интервал между отсчётами,  используемый при записи компакт-диска, равен 22,7 мкс, что явно недостаточно.

Посмотрим теперь на таблицу, в которой представлены интервалы семплирования для различных частот дискретизации.

Частота дискретизации, кГц

Интервал семплирования, мкс

44,1

22,7

48

20,8

96

10,4

192

5,2

384

2,6

 

Из таблицы видно, что для того, чтобы отследить быстрые изменения в сигнале, интервал семплирования должен быть как можно меньше, то есть частота дискретизации – как можно больше. Причём при использовании частоты 96 и даже 192 кГц трудно говорить о максимальной точности цифровой записи/воспроизведения атаки музыкальных инструментов. Это рассуждение – не единственная возможная иллюстрация того, почему так важно использовать высокие частоты дискретизации. Но уже этого достаточно, чтобы понять, что АВР не возникло на пустом месте.

Правда, надо признать, что в настоящее время не так много компаний звукозаписи записывают музыку в формате DXD, хотя число таких компаний растёт, увеличивается и выбор музыки в этом формате ВР. По всей видимости, это – вопрос времени, связанный, в частности, с модернизацией дорогостоящей аппаратуры цифровой звукозаписи на студиях. А вот выпуск ЦАПов с поддержкой частот дискретизации вплоть до 384 кГц, включая формат DXD, уже идёт полным ходом. Поэтому преобразователь Pavane вполне вписывается в перспективу развития АВР.

 

Прослушивание (высокое разрешение)

Вернёмся к результатам прослушивания, теперь уже в форматах ВР.

У меня была возможность не спешить с этим, и я внимательно слушал музыку разных жанров, записанную разными фирмами. Если дать общую характеристику, то я бы сравнил это тестирование с самым приятным прослушиванием музыкальных записей за последнее время.

Аппарат проявил себя очень хорошо во всех отношениях. Чтобы не углубляться в подробное описание воспроизведения отдельных музыкальных фрагментов и инструментов, подключённых цифровых входов, использованных записей и их форматов, и не злоупотреблять вниманием читателей, я бы отметил только следующие характеристики звучания:

  • Звуковая сцена полная, стабильная и прозрачная. Масштаб помещения студии или концертного зала передаётся точно. Нет вуали перед инструментами. (Как я полагаю, это в основном благодаря R2R-матрицам Transient и модулю упреждающей коррекции, обеспечивающим линейность преобразования до -140 дБ.)
  • Высокая сфокусированность звука каждого инструмента на звуковой сцене. Даже самая сложная оркестровая музыка становится более понятной благодаря точности расположения инструментов, отсутствию их наложения друг на друга. (Кроме отмеченного выше, определённо сказывается влияние схемы двойного моно с раздельными блоками питания, что даёт переходное затухание 120 дБ.)
  • Звук живой, захватывающий с первой мелодии. Удивительная натуральность звучания. Отсутствие цифровых артефактов. (Схема без передискретизации и цифровой фильтрации в действии.)
  • Точность тембров, полная узнаваемость инструментов. Бас – упругий и детальный, сразу чувствуется разница между электрическим и акустическим инструментом. Средние – полные и насыщенные. Высокие – без излишней звонкости, наверное, с наиболее натуральным звучанием по сравнению с другими ЦАПами, которые я слышал, включая и мой Audio Research DAC7.
  • Никакого напряжения при прослушивании, как будто слушаешь живую музыку. Ведь когда мы слушаем живую музыку, то не думаем о качестве звуковоспроизведения. Приблизительно то же самое – с ЦАПом Pavane.

Отмечу также, что особенно полно работа ЦАПа проявляется на музыкальном материале ВР, который действительно является таковым. Я имею в виду музыку, которая записана и редактирована в формате ВР (например, на студиях 2L, AIX, Chesky, Linn Records и др). В отличие от той, которая записана со стандартным разрешением, например, на магнитной ленте или в ИКМ 44/16, а затем переведена в формат с высокой частотой дискретизации. В этом случае вряд ли можно говорить о музыкальной записи с ВР.

 

Нет поддержки DSD. А нужна ли?

Работа ЦАПа на R2R-матрице не предполагает поддержку стандарта DSD. Не снижает ли это ценность ЦАПа Pavane для любителей хорошего звука? Ведь в последнее время музыкальные файлы в этом формате становятся всё более доступными, и большинство современных ЦАПов, работающих на типовых чипах, также поддерживает DSD.

Действительно, музыка в формате DSD, особенно DSD128 и выше, может звучать очень хорошо. Но что мы слушаем под маркой DSD в реальности?

Здесь я бы выделил две стороны этого вопроса. Первая связана со свойствами самогó формата DSD, в первую очередь, с наличием высокочастотных шумов в спектре сигнала. Эти шумы не только оказывают отрицательное влияние на аудиоаппаратуру, принуждая к использованию фильтра НЧ. Но, что самое главное,  препятствуют проведению цифровой обработки записи в этом формате на студиях звукозаписи. В связи с этим, большинство музыкальных DSD-файлов, официально распространяемых для скачивания – это файлы, записанные, редактированные и сведённые в формате ИКМ, а затем, на последнем этапе, конвертированные в DSD. Например, очень качественные музыкальные DSD-файлы, выпускаемые известной аудиофильской студией звукозаписи 2L, выполнены в ИКМ-формате DXD, а затем переведены в DSD64, DSD128 или даже DSD256. 

Существуют, конечно, цифровые музыкальные фонограммы, действительно записанные в этом формате и не прошедшие никакой цифровой обработки, но количество таких «живых» записей невелико. Есть также студии, которые записывают звук в аналоговом виде на магнитную ленту, а затем конвертируют его в DSD. Но здесь мы имеем дело не с высоким, а скорее со стандартным разрешением звукозаписи, при которой формат ВР используется только в качестве контейнера для хранения и передачи информации в цифровом виде.

Вторая сторона вопроса связана с техническим аспектом. Дело в том, что подавляющее большинство ЦАПов с поддержкой DSD изготовлено на основе типовых микросхем. И даже те преобразователи, в технических характеристиках которых указано, что они поддерживают этот формат в чистом виде (native format), в реальности конвертируют однобитовый формат DSD в ИКМ с разрядностью в несколько бит2. Для преобразования в чистом виде понадобятся специальные схемы конвертера, которые используются в моделях лишь нескольких производителей, в том числе Light Harmonic, Meitner Audio, Playback Designs, Lampizator.

Можно сказать, что в реальности то, что мы слышим  под маркой DSD, – это в том или ином виде результат конвертации DSD-потока в ИКМ и/или обратно. С другой стороны, любители музыки в этом формате могут сами провести конвертацию DSD в ИКМ с помощью современных программных проигрывателей даже «на лету», то есть во время воспроизведения DSD-файлов. Можно сделать это и заранее.

Могу сказать, что для меня отсутствие поддержки DSD не является очень существенным. Я считаю более важным  высокое качество преобразования сигналов ИКМ, которое обеспечивает ЦАП Pavane.

Заключение

Вы наверное заметили, что в моём отчете о тестировании ЦАПа Metrum Acoustics Pavane очень много превосходных степеней. Это – не желание захвалить аппарат, это действительно моё впечатление от услышанного.

Однако, прогресс не стоит на месте, и не исключено, что когда-нибудь с помощью технологии передискретизации или иным способом будет получено высококачественное натуральное звучание. Но сегодня, по моему мнению, ЦАП Pavane даёт такой результат преобразования цифрового сигнала, который недостижим даже в самых дорогих моделях на типовых микросхемах. 

Я думаю, что Pavane – это один из лучших ЦАПов на сегодняшний день, стоящий в ряду самых качественных и продвинутых аппаратов.  Более того, он обладает одним преимуществом, которое делает его действительно уникальным – это соотношение цена-качество. По этой характеристике он, несомненно, является более привлекательным, чем другие ЦАПы на R2R-матрицах, такие как Light Harmonic Da Vinci DAC MKII (31 000 долл. США), Totaldac d1-dual DAC (9 900 евро) или MSB Signature DAC V (24 990 долл. США).

После нескольких недель с ЦАПом Metrum Acoustics Pavane я был настолько очарован его звучанием, что мне не оставалось ничего иного, как заказать его для себя. Мой предыдущий, действительно хороший преобразователь Audio Research DAC7 честно служил мне многие годы. Но его время прошло, и он будет заменён на тот, который, на сегодняшний день, обладает наиболее естественным звучанием.

Само собой, я честно могу рекомендовать его и вам.

Ю. Кузьмин

Июнь 2016 г.

 

 

 

_______________________

Примечания.

1. Другие названия: резисторная (резистивная) матрица r-2r, матрица резисторов R-2R, преобразователь лестничного типа R-2R, преобразователь на резисторах R-2R, резистивная матрица постоянного импеданса, цепная R-2R-схема.

2. Более подробно об этом можно прочитать в интервью Андреаса Коха (Andreas Koch), одного из разработчиков формата и оборудования SACD, интернет-изданию Audiostream (США).

 

Описание Metrum Acoustics Pavane на сайте www.metrum-acoustics.com (на англ. яз.) и на сайте hi-audio.ru (на рус. яз.).

 

ПК Аудиофил благодарит дистрибьюторскую компанию ООО "План А" за предоставленный для тестирования ЦАП Metrum Acoustics Pavane.

Фото: ПК Аудиофил, www.metrum-acoustics.com и hi-audio.ru.

 

Фотогалерея

Вверх