|
С самого начала развития звукозаписи и звуковоспроизведения компании, производящие аудиооборудование для прослушивания музыки, стремились добиться наилучшего качества звука. Возникло направление хай-фай (hi-fi), а затем хай-энд (high-end), расширялись инвестиции и множились технологические прорывы. Качество звука росло вместе со стоимостью самых лучших образцов аудиотехники. Как и в других сферах производства общества потребления, возникло направление, в котором цена продукции не является объектом, на который следует обращать внимание.
В действительности, и с этим нельзя не согласиться, качество звуковоспроизведения значительно выросло по сравнению со временами фонографа. Однако самые дорогие (но не всегда самые лучшие) экземпляры оборудования стали предметами роскоши и недоступны большинству любителей музыки. Дело дошло до того, что аудиосистема может стоить столько же, сколько, например, очень хорошая квартира в Москве.
Многие, не без основания, полагают, что улучшение качества звука, которое можно реально ощутить, не всегда соответствует росту стоимости аппаратуры для звуковоспроизведения. Причём, чем выше уровень имеющегося оборудования для звуковоспроизведения, тем дороже становится каждое, даже самое незначительное, продвижение в направлении его улучшения. В связи с этим была даже выведена эмпирическая формула, описывающая этот процесс погони за качеством звука: чтобы получить прирост в качестве звука дорогой аудиосистемы на 10 %, необходимо увеличить её стоимость в 10 раз. И, восхищаясь новинками аудиотехники, мы постоянно убеждаемся в том, что росту цен на неё нет предела.
Однако, существует другой, более реалистичный подход к получению качественного звука: достижение максимально высокого уровня в рамках доступных цен. Тогда указанная выше формула может быть осмыслена по-другому: чем ниже стоимость имеющейся аудиоаппаратуры, тем больший выигрыш в качестве звука можно получить даже при небольших дополнительных инвестициях.
Естественно, этот второй поход является наиболее популярным среди любителей музыки – меломанов (в отличие от аудиофилов, придающих особое, иногда чрезмерное, внимание качеству её воспроизведения).
В последнее время лидером среди стран-производителей аудиоаппаратуры по доступной цене, бесспорно, стала Китайская Народная Республика, сегодняшняя «мировая мастерская». Современные технологии, наличие недорогой, но качественной элементной базы и другие причины в условиях китайского «экономического чуда» привели к небывалому росту предложений разнообразной аудиотехники – от простейшей до самой сложной. Конечно, не всё оборудование, выпускаемое в Китае, имеет высокое качество и надёжность, однако среди большого количества предлагаемой техники всегда можно найти наиболее удачные образцы.
* * *
Одним из примеров таких недорогих аудиоустройств может служить продукция компании Guangzhou TOPPING Electronics Technology co., LTD, выпускающей изделия под маркой Topping. Компания стала известной не только в КНР, но и во многих странах мира, после выпуска малогабаритных усилителей Topping TP10 и TP20 в 2009 году. Усилители, собранные на микросхемах Tripath и работающие в классе Т, звучали неправдоподобно хорошо за свою цену (Topping TP20, например, можно было купить за 80 долл. США). Причём, до сих пор эти усилители достаточно популярны, и продолжается выпуск их модернизированных вариантов.
ЦАП Topping D3, который выпускается с 2013 года, является «топовой» моделью из трёх цифроаналоговых преобразователей этой компании. Кроме ЦАПов под маркой Topping выпускаются малогабаритные усилители, в том числе цифровые (со встроенным преобразователем), усилители для наушников и конвертер USB-S/PDIF. Все устройства предназначены, в основном, для работы с компьютером.
В конструкции ЦАПа Topping D3 используются высококачественные микросхемы и другие детали, схемное решение не хуже, чем у западных аналогов такого же класса, а цена при этом – ниже. Немудрено, что этот ЦАП тоже пользуется популярностью среди любителей музыки.
Преобразователь собран в небольшом аккуратном корпусе из алюминия. На передней панели расположены кнопка включения, переключатель входов с индикаторными светодиодами, гнездо подключения головных телефонов (6,3 мм) и регулятор громкости. На задней панели слева установлены четыре разъёма RCA линейного входа и выхода, справа – цифровые входы BNC, RCA, TOSLINK и USB, и разъём питания.
В качестве цифроаналогового конвертера используется высококачественная микросхема Cirrus Logic CS4398, которая установлена во многих ЦАПах и цифровых проигрывателях, том числе, таких известных фирм, как Bryston, Esoteric, Luxman, Marantz и др. Приёмник потока S/PDIF с поддержкой частот до 192 кГц для коаксиальных и оптического входов выполнен тоже на микросхеме от Cirrus Logic – CS8416. Причём интерфейс TOSLINK поддерживает по оптическому входу сигналы до 192 кГц, что нечасто встречается в аппаратах подобного уровня. А вот USB-контроллер, который применён в схеме ЦАПа, – Tenor TE7022L, хотя и работает до частоты дискретизации 96 кГц, но, к сожалению, не поддерживает частоту 88,2 кГц.
Усилитель для головных телефонов собран на операционном усилителе Analog Devices OP275 и транзисторах Toshiba a1358/c3421. Такое конструктивное решение должно, по всей видимости, обеспечить возможность качественной работы аппарата с разными наушниками, в том числе имеющими высокий импеданс (в характеристиках заявлено до 600 Ом).
Линейный выход работает на микросхеме Burr Brown OPA2134. В качестве регулятора громкости применяется высококачественный потенциометр ALPS. Конструкция Topping D3 хорошо продумана и позволяет ему работать в качестве трёх разных аудиоустройств: цифроаналогового преобразователя, усилителя для наушников и предусилителя.
Основные технические характеристики ЦАПа Topping D3
Цифровые входы |
USB, оптический, коаксиальные (RCA и BNC) |
Максимальная разрядность входного сигнала |
24 бит |
Частота дискретизации входного сигнала: оптический и коаксиальные входы USB-вход |
32 – 192 кГц 32; 44,1; 48; 96 кГц |
Аналоговый вход |
стерео RCA |
Выходы |
стерео RCA (нерегулируемый) 6,3 мм для наушников (регулируемый) |
Усилитель для наушников: импеданс наушников максимальная выходная мощность
КНИ+шум частотный диапазон уровень шума отношение сигнал/шум |
16 – 600 Ом 165 мВт (нагрузка 32 Ом, КНИ+шум 1%) 110 мВт (нагрузка 300 Ом, КНИ+шум 1%) 70 мВт (нагрузка 600 Ом, КНИ+шум 1%) 0.0032% (нагрузка 32 Ом, вых. мощность 50 мВт) 4 Гц – 32 кГц ± 0,04 дБ менее 1 мкВ 110 дБ |
Напряжение питания |
15 В постоянное |
Габариты |
115 x 45 x 200 мм |
Масса |
588 г (без адаптера) |
В комплект ЦАПа, кроме самого устройства, входит адаптер питания, переходник для наушников 6,3 – 3,5 мм, USB-кабель, инструкция по эксплуатации.
* * *
После включения аппарата загорелся светодиод, который даёт красивое голубое свечение вокруг регулятора громкости. Сначала я наметил проверить, как D3 работает с аналоговым сигналом, а потом перейти к работе с цифровыми источниками.
При работе ЦАПа одновременно функционируют линейный выход и выход на наушники. Сигнал на первом из этих выходов не регулируется, в то время как на втором (выход на головные телефоны) – регулируется. В принципе, D3 можно использовать, как полноценный предусилитель, если подключить вход какого-либо усилителя или активных колонок к выходу наушников (например, через переходник RCA-джек 6,3 мм).
При прослушивании через наушники, и через аудиосистему с акустикой собственный шум аппарата совершенно не был слышен, что сразу настроило меня на положительный тон. Причём при регулировке громкости шум не появляется даже на малых уровнях, а это иногда бывает заметно при работе недорогих устройств.
Итак, я сначала проверил работу D3 от аналогового источника, в качестве которого использовал универсальный проигрыватель OPPO DV-980H, на который поставил тестовый компакт-диск Sound Bites1. На этом диске, кроме тестовых сигналов, представлены высококачественные записи джазовой музыки для проверки работы аудиоаппаратуры, и я им часто пользуюсь. Прослушав через акустику первую половину треков диска, я был вполне удовлетворён звуком. Чётко воспроизводились духовые инструменты в композиции Love Is a Many Splendored Thing в исполнении Бенни Голсона и Фредди Хаббарда (Benny Golson & Freddie Hubbard), правильно звучал бас и средние частоты. Хотя постепенно начала проявляться некоторая жёсткость в звучании высоких частот. Однако в начале следующей композиции Peaceful в исполнении Пэта Келли (Pat Kelley) перкуссия звучала вполне натурально, не ярко. Ещё раз внимательно прослушав эти отрывки и другие мелодии, я пришёл к выводу, что, возможно, дело в недостаточно точном воспроизведении средних высоких частот.
А вот когда я перешёл на прослушивание через наушники… – даже не поверил своим ушам – звук был намного лучше, чем через акустику. Звуковая сцена была хорошо развёрнута и соответствовала по размерам тому воображаемому помещению (студия, концертный зал), в котором располагались исполнители. Тональный баланс выдержан правильно. Детальность – достаточная, но не чрезмерная. В общем, звучание Topping D3 через наушники можно охарактеризовать, как очень музыкальное. Ещё одна деталь в дополнение к сказанному. Когда я прослушивал два варианта фонограммы с одного и того же гибридного супераудиодиска2, то звучание в одном случае (слой SACD) было лучше, чем в другом (слой CD). А это указывает на то, что усилитель для наушников работает очень хорошо, выявляя нюансы лучшей фонограммы.
Добавлю, что собственного шума аппарата при прослушивании совершенно не было слышно – как на маленькой, так и на большой громкости. Регулировка громкости – очень плавная, без тресков и шумов, что не всегда бывает у недорогих устройств.
Кстати, в качестве головных телефонов я проверил несколько моделей разных производителей. Должен сказать, что D3 хорошо играет с разными наушниками. Конечно, некоторые давали просто отличный звук, другие – немного хуже, но это уже зависело больше от самих наушников, чем от аппарата. Как я и предполагал, усилитель для наушников может хорошо справляться с головными телефонами, имеющими разную конструкцию и импеданс. По всей видимости, разработчики Topping D3 больше внимания уделили именно этому аспекту работы аппарата.
Из нескольких наушников разных производителей мне понравилось звучание D3 с Fostex T40RP и особенно с Phiaton Bridge MS 500, которые я в основном и использовал при прослушивании.
После проверки работы аппарата с аналогового входа я перешёл к оценке его звучания с цифровых входов. Для этого сначала использовался тот же проигрыватель OPPO DV-980H, цифровой сигнал с выхода HDMI которого через конвертер HDMI-S/PDIF подавался на вход ЦАПа. Для подключения нужного цифрового входа надо было нажать соответствующую кнопку на передней панели аппарата. Кстати, если вход выбран неверно или поступающий сигнал не поддерживается ЦАПом, то светодиод мигает.
С первой вещи Breezin’ на одноимённом альбоме Джорджа Бенсона (George Benson) (96 кГц/24 бит c дивиди-аудиодиска3) звук мне очень понравился. Да и не могло быть иначе, когда после короткого спокойного вступления вас сразу захватывает пульсирующий ритм, создаваемый известными музыкантами, инструменты которых ясно представлены в пространстве звуковой сцены, причём каждый из инструментов – чётко на своём месте и правильно звучит. А гитарные пассажи воспроизводились настолько выпукло, что они почти физически ощущались в воздухе. Во второй композиции альбома, This Masquerade, голос Джорджа Бенсона и его гитара, звучащие в унисон, воспроизводились со всеми мельчайшими нюансами. Точно, без фальши, прозрачно подавалась перкуссия. Ну что тут скажешь. Прекрасный альбом (и музыка, и качество записи) великолепного музыканта в отличном исполнении ЦАПа с усилителем для наушников Topping D3.
Попробовал все цифровые входы S/PDIF – оптический TOSLINK и два коаксиальных RCA и BNC. Все входы работаю надёжно с сигналами от 44, 1 кГц (компакт-диск) до верхней частоты дискретизации 196 кГц.
Затем подключил ЦАП к компьютеру (ноутбук Toshiba Satellite U940-D4M с программным проигрывателем foobar2000) через USB. Аппарат обнаружился в списке устройств, как внешняя звуковая карта. Чтобы проверить звучание D3, я воспользовался знакомыми мне аудиофайлами, которые содержат качественные звукозаписи, и воспроизведение которых может дать представление об уровне работы цифровой техники.
Например, если нужно оценить, насколько натурально звучит фортепиано, то можно прослушать песню Desperado в исполнении Susan Wong4 (FLAC 96 кГц/24 бит); насколько «сочно» звучит бас – песню Please Don’t Let Me Be Misunderstood в исполнении Meshell Ndegeocello5 (FLAC 48 кГц/24 бит); насколько красиво звучит скрипка – песню It's Oh So Quiet в исполнении певицы Blubell и трио Black Tie6 (FLAC 96 кГц/24 бит).
В течение нескольких дней я слушал разную музыку с ПК. И чем я больше слушал, тем больше мне нравился D3 – звучание было полным и одновременно прозрачным, вовлекающим, но не утомляющим. Единственный недостаток – ЦАП не поддерживает частоту дискретизации 88,2 кГц через USB-вход. С другой стороны, современные программные проигрыватели позволяют даже во время воспроизведения музыки, как говорят, «на лету», производить передискретизацию на другую частоту, поэтому отсутствие поддержки одной из частот не так существенно.
Несколько слов о настройках. Поскольку в проигрывателе foobar2000у меня ещё раньше был установлен плагин Kernel Streaming, то в списке Device в окне Preferences: Output после подключения ЦАПа к компьютеру появился соответствующий вариант KS D3. Звук с этим вариантом настройки был лучше. Кроме этого, на сайте производителя www.tpdz.net можно скачать драйвер ASIO. С этим драйвером (при соответствующей настройке в том же окне) звук также улучшается. Правда, во время прослушивания я так и не смог выбрать между этими двумя настройками (KS и ASIO) – как мне показалось, ЦАП с любой из этих настроек работал практически одинаково хорошо.
В принципе, можно подключить ЦАП к компьютеру и через выход S/PDIF, имеющийся на современных системных платах. Однако, в силу различных причин (см., например, статью «Компьютер как музыкальный сервер» на нашем сайте), этот вариант не является оптимальным. Подключение к компьютеру через S/PDIF может быть оправдано лишь при наличии в ПК неплохой аудиокарты с соответствующим выходом. Если карты нет, то лучше подключать через USB – звук вас не разочарует.
* * *
ЦАП с усилителем для наушников Topping D3 является хорошим примером удачного сочетания качества аудиоустройства и его цены. Думаю, многие согласятся с тем, что это становится особенно важным во времена нестабильности валютного курса.
Заняв место на столе рядом с компьютером, Topping D3 может значительно улучшить качество звука, как при работе на активные колонки, так и на головные телефоны, в чём я убедился на собственном опыте.
__________
Описание Topping D3 на сайте deskfi.ru (на рус. яз.).
ПК Аудиофил благодарит интернет-магазин Desk Fi за предоставленный для тестирования ЦАП Topping D3.
Фотогалерея