цифровые технологии и качественный звук

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦАП

В последние годы на рынке появилось большое количество китайских ЦАПов – от самых простых, с приземлённым звучанием и сомнительной историей происхождения до самых продвинутых, с интересными схемными решениями и высоким качеством звука. Всех их объединяет одно свойство: цена, как правило, ниже, чем у аналогичных преобразователей, выпущенных европейскими, американскими или японскими компаниями (часто, кстати, опять же в Китае). Но всегда ли более приемлемая стоимость аппарата позволяет получить высокое качество звука?

Наименование

Aune S16

Производитель

Wuhan AO LAI ER Technology Co. Ltd, КНР
www.auneaudio.com 

Эксклюзивный дистрибьютор
в России

Дистрибьюторская компания "План А"
hi-audio.ru

Цена

49 500 руб.

 

Попробуем ответить на этот вопрос на примере одного из ЦАПов китайской разработки и производства, который недавно побывал на тестировании в редакции ПК Аудиофила. Речь идёт о цифроаналоговом преобразователе с усилителем для наушников Aune S16.

Компания Wuhan AO LAI ER Technology, история которой насчитывает более 10 лет, выпускает различные аудиоустройства под брендом Aune: от портативных цифровых проигрывателей и ЦАПов до усилителей и акустических систем. Имея собственное конструкторское подразделение, компания нацелена на создание наиболее качественных и перспективных изделий, но в то же время не выходящих за рамки привлекательной цены.

Производство ЦАПов с усилителями для наушников – основное и наиболее успешное направление работы компании в последние годы, а модель Aune S16 – явный фаворит среди других подобных устройств.

Как и другие аппараты Aune, ЦАП S16 имеет скромный, я бы сказал, технический внешний вид. Однако за видимой простотой и небольшим габаритами обнаруживается высокое качество и удобство. Корпус изготовлен из хорошо обработанного алюминия, дисплей – достаточно информативный, регулятор громкости, который просто приятно вращать – это говорит о хорошем уровне устройства.

На сайте Aune можно найти подробное и хорошо иллюстрированное описание этого ЦАПа, как, впрочем, и других аппаратов этой марки. По всей видимости, разработчики компании не скрывают своих конструктивных решений, а, наоборот, с гордостью рассказывают о них. Хотел бы выделить среди них следующее.

В аппарате используются самые современные микросхемы, например, 32-битный цифроаналоговый конвертер AK4495S японской фирмы Asahi Kasei Microdevices Corporation (AKM), поддерживающий частоты дискретизации до 768 кГц (ИКМ) и 5,6 МГц (DSD). В чипе имеется набор встроенных цифровых фильтров с разными характеристиками. Все они задействованы в ЦАПе, и пользователь может сам выбрать один из них для наилучшего звучания. Отмечу, что такие же конвертеры AK4495S можно найти в современных аппаратах класса хай-энд, например, в самом «крутом» ЦАПе фирмы Esoteric – монофоническом Grandioso D1.

 

Входной USB-контроллер на микросхеме XMOS, использующий асинхронный тип передачи данных, обеспечивает поддержку сигналов ИКМ до 384 кГц/24 бит и DSD до 5,6 МГц (DSD128).

 

Все цифровые входы имеют гальваническую развязку, которая реализована на импульсных трансформаторах Murata 78601/2JC (для коаксиальных и оптического входов) и высокоскоростном цифровом электромагнитном изоляторе Analog Devices ADUM3441 (для USB-входа).

Для снижения джиттера, оказывающего, как известно, отрицательное влияние на качество звука, в ЦАПе применяется ряд мер, в том числе − использование двух стабильных тактовых генераторов на чипах Crystek CCHD-957-25 и специальной схемы на ППВМ Altera Cyclone IV EP4CE6E22C8N.

Усилитель для головных телефонов выполнен на высококачественных операционных усилителях и оконечных каскадах на триодах, и способен выдавать мощность 1,5 Вт на 120 Ом при минимальных искажениях. Это позволяет с уверенностью работать на разной нагрузке. Регулятор громкости для наушников собран на аттенюаторе TI PGA2311.

Перечисление этих конструктивных особенностей аппарата даёт понять, что перед нами нетривиальное устройство, необычность которого выражена, в частности, в его невысокой цене, которая значительно ниже той, которую можно было бы ожидать от аппарата аналогичной конструкции, будь он выпущен под брендом какой-либо «раскрученной» фирмы класса хай-энд.

Кстати, на сайте производителя можно найти также результаты измерений работы S16, подтверждающих высокий технический уровень изделия. Желающие могут ознакомиться с ними, воспользовавшись этой ссылкой (выбрать Specifications).

Блок-схема ЦАПа с усилителем для наушников Aune S16

 

Технические характеристики ЦАПа с усилителем для наушников Aune S16

  Цифровые входы:

   макс. разрядность, бит

   макс. частота дискретизации, кГц

   поддержка DSD (DOP)

USB

32

384

DSD64 и DSD128

AES/EBU

24

192

DSD64

RCA

24

192

DSD64

Опт.

24

192

DSD64

 
 

  Аналоговые выходы:

   выходное напряжение, В (скв.*)

   неравномерность АЧХ,  дБ (20 Гц-20 кГц)

   динамический диапазон, дБ

   нелинейные искажения + шум, дБ (1 кГц)

   интермодуляционные искажения + шум, дБ
   (19 и 20 кГц)

   переходное затухание, дБ

XLR

5,6

± 0,5

118

–100

–111


–115

RCA

2,8

± 0,5

118

–100

–111


–115

 
 

  Выходная мощность усилителя для   головных телефонов, мВт:

   600 Ом

   300 Ом

   120 Ом

   32 Ом

 

300

600

1500

3000

 

  Питание

220/110 В,  50/60 Гц

 

  Габариты

255 x 211,5 x 58 мм

 

Примечание: * скв. (англ. RMS) – среднеквадратичное (значение).

На передней панели ЦАПа расположены органы управления (регулятор громкости c переключателем фильтров, кнопки переключателя входов, отключения звука и выключателя питания), контрольный дисплей и выход на наушники 6,3 мм. Регулятор громкости работает только для наушников, при воспроизведении через аналоговые выходы RCA и XLR он не действует.

Переключатель фильтров совмещён с регулятором громкости. Для выбора одного из восьми (!) вариантов надо нажать на ручку регулятора.

Индикатор, хоть и небольшой (2,4 дюйма по диагонали), но имеет достаточные размеры, чтобы можно было видеть следующее:

  • какой цифровой вход работает;
  • какой поступает сигнал: ИКМ (при этом указывается его частота дискретизации) или DSD (DSD64 или DSD128), или сигнала на входе вообще нет;
  • уровень громкости усилителя для наушников;
  • отключён ли звук (mute);
  • какой фильтр выбран.

На задней панели находится разъём и клавиша выключателя питания, цифровые входы: USB, коаксиальные AES/EBU и RCA, и оптический TOSLINK. На фото видно, что разъёмы RCA аккуратно закрыты пластиковыми колпачками. Имеется несимметричный и симметричный аналоговые выходы. При прослушивании через стереосистему я в основном использовал симметричный выход.

Всё в управлении аппаратом хорошо продумано, работать с ним удобно, и я бы сказал – даже приятно.

Теперь о самом главном – о звуке. Конструкция конструкцией, но каждый любитель хорошего звука может привести, наверное, не один пример аппарата с «богатой» технической стороной, но «бедным» звуком, или с качеством звука, которое явно не соответствует количеству нулей в ценнике.

Начал прослушивание с компакт-диска, то есть звукозаписи со стандартным разрешением. Сигнал подавался с цифрового выхода транспорта (в качестве транспорта использовался проигрыватель Esoteric X-05) на коаксиальный RCA-вход S16. Для целей тестирования я часто использую эталонный диск фирмы Chesky Records The Ultimate Demonstration Disc (1995). Показательна в отношении оценки разрешающей способности аппарата или аудиосистемы песня Spanish Harlem в исполнении Ребекки Пиджон (Rebecca Pidgeon). S16 хорошо «разложил» неоднородный звук перкуссии, так что стало возможным услышать нюансы звучания, что удаётся сделать далеко не всем аппаратам. Голос и инструменты звучали натурально, а аккомпанирующий ансамбль и солистка полностью занимали всё пространство воображаемой сцены реальных размеров. В композиции Ask Me Now в исполнении Маккоя Тайнера и Джо Хендерсона (McCoy Tyner, Joe Henderson) прекрасно звучал саксофон – так, как будто музыканты играли именно здесь и сейчас.

В процессе воспроизведения музыкального материала я время от времени переходил от использования аудиосистемы с колонками к работе с наушниками и обратно. Слушал через студийные профессиональные наушники Sony MDR-7520. Технические параметры наушников (широкая частотная характеристика от 5 Гц до 80 кГц, диаметр диафрагмы 50 мм,  чувствительность 108 дБ/мВт) и точный звук без приукрашивания прекрасно подходят для оценки звучания техники, в том числе, при прослушивании музыки с высоким разрешением. В паре с  S16, у которого хороший усилитель, а также точный и удобный регулятор громкости, наушники Sony MDR-7520 в очередной раз порадовали меня. Нужно отметить, что при проигрывании некоторых компакт-дисков я с удивлением обнаружил, что проявились ранее скрытые или завуалированные звуки и нюансы исполнения, на которые я прежде, видимо, не обращал внимания – с ЦАПом S16 они стали более явными.

Попробовал переключать разные фильтры – звук немного менялся. Для большинства композиций на диске The Ultimate Demonstration Disc мне более понравился вариант Slow по сравнению с фильтрами, отмеченными, как Sharp. Хотя для композиции I Love Paris я бы выбрал один из фильтров  Sharp – так лучше воспроизводится атака ударных и звук скрипки Джонни Фриго (Johnny Frigo). В качестве положительного момента надо отметить, что при переходе от одного фильтра к другому не слышно никаких щелчков, и переключать можно во время воспроизведения. В целом, если хочется больше детальности, то можно выбрать Sharp, при этом, правда, звук может стать слишком ярким. Если предпочитаешь более мягкое звучание, то выбираем Slow. Забегая вперёд, замечу, что влияние выбора различных фильтров на звук уменьшалось при переходе к более высоким частотам дискретизации.

Жаль, конечно, что ЦАП не оснащён пультом дистанционного управления с возможностью переключения фильтров. Это было бы целесообразно, на мой взгляд, особенно, если слушать музыку через акустику – не надо было бы каждый раз подходить к аппарату, чтобы выбрать другой фильтр.

Должен сказать, что длительное прослушивание компакт-дисков через наушники с помощью S16 немного утомляло меня, хотя явных причин для этого нет: звук − не жёсткий, наушники − комфортные. Я это могу объяснить хорошей детальностью звучания аппарата, во всяком случае, выраженной в большей степени, чем у многих других ЦАПов. Вероятно, я внимательнее, чем обычно вслушивался в музыку, пытаясь найти в ней что-то такое, что раньше было скрыто от моих ушей. Одновременно более глубокое проникновение в звучащую музыкальную канву означает больше эмоций и, как следствие, скорое утомление. Наверное, если слушать простую фоновую музыку, то этого не произойдёт.

Переходя к файлам с высоким разрешением, я сначала оценил работу ЦАПа через коаксиальный и оптический входы. Для этого был выбран диск DVD-аудио Harvest Нила Янга (Neil Young)(DVD-A, 192/24, Reprise, 2002). В своё время, в 1972 году, этот известный альбом был очень хорошо записан, а позже аналоговая фонограмма была качественно переведена в цифровую форму. Полная иллюзия объёма помещения, натуральная реверберация и звучание инструментов, плотный и точный бас. А ведь бóльшая часть диска была записана не в студии звукозаписи, а в деревянном сарае, где проводились репетиции, и (что хорошо) без использования чрезмерной компрессии, за исключением, может быть, хита Heart Of Gold, который сильно «пережат».

Послушайте, если будет возможность, как точно записано фортепиано в песне Harvest, как прекрасно звучит Лондонский симфонический оркестр в двух других композициях из студийной части фонограммы. Во время тестирования всё это было точно озвучено с помощью S16 и наушников Sony. Могу даже сказать, что впервые слышал на наушниках такое хорошее воспроизведение альбома Harvest. В этом, конечно, в первую очередь заслуга ЦАПа S16 и его усилителя для головных телефонов.

Кстати, не случайно, что диск Harvest был хорошо записан в своё время. Нил Янг всегда очень внимательно относился к качеству своих записей, а здесь он был одним из продюсеров альбома. Уже в наше время Нил Янг первым среди музыкантов выступил в поддержку звука с высоким разрешением. А сейчас по его инициативе и при его непосредственном участии начато производство компактного цифрового проигрывателя Pono, способного воспроизводить аудиофайлы высокого разрешения, и действует сайт, где можно скачать такие файлы.

Если в целом говорить об уровне работы аппарата с файлами высокого разрешения (а я прослушал их достаточно много – и с удовольствием), как через входы XLR, RCA, так и USB, то я бы оценил его, как очень хороший. Немного слабее работает он через оптический вход, но это вполне объяснимо.

Хочется ещё рассказать о воспроизведении файлов DSD. Для проведения более точного сравнения была выбрана запись фирмы 2L кантаты Антонио Вивальди Che giova il sospirar, povero core RV 679 в исполнении Тоне Вик и ансамбля Барокканерне (Tone Wik & Barokkanerne/Bellezza Crudel, 2L, 2008). На сайте фирмы звукозаписи она представлена для скачивания в семи вариантах, в том числе, оригинал – в виде файла DXD (WAV 352,8/24), а также DFF (DSD64 и DSD128), FLAC 192/24 и FLAC 96/24. Сигнал на USB-вход ЦАПа подавался с музыкального сервера «ПК Аудиофил IV», на котором установлен программный проигрыватель JRiver Media Center, обеспечивающий воспроизведение сигналов как ИКМ, так и DSD.

Можно сказать, что при воспроизведении разных вариантов записи ЦАП вёл себя правильно. Файлы FLAC 192/24 и FLAC 96/24 звучали более детально и немного более напористо, чем DSD64, который, с другой стороны, давал более мягкое и музыкальное звучание. DSD128 звучал немного лучше, чем DSD64 – было больше воздуха, инструменты воспроизводились чуть более естественно. Очень близко было звучание оригинала в формате DXD и DSD128 – даже затрудняюсь отдать предпочтение какому-нибудь из них.  Немного разочаровало, что при переходе от воспроизведения файлов в форматах ИКМ (WAV или FLAC) к DSD или обратно в наушниках раздавался щелчок. Но если слушать целый альбом в одном из форматов, то никаких щелчков, конечно, нет.

 

Выводы. Компания Wuhan AO LAI ER Technology, в течение ряда лет выпускавшая в основном компактные аудиоустройства начального уровня, замахнулась на аппарат более высокого класса. И то, с каким вниманием она отнеслась к конструкции ЦАПа (взять, к примеру, развязку всех цифровых входов или использование самого современного высококачественного чипа конвертера), говорит о серьёзности намерений разработчиков. А это, в свою очередь, привело, по моему мнению, к положительному результату. Получился универсальный ЦАП с хорошим усилителем для наушников, не только формально поддерживающий, но реально воспроизводящий звук с высоким разрешением, и, что тоже немаловажно, – за умеренные деньги. Кстати, в России он продаётся приблизительно по той же цене, что и в других странах. И если вы хотите получать удовольствие от музыки с высоком разрешением, записанной в разных цифровых форматах, если хотите слышать всё до мельчайших нюансов, но не готовы потратить на это слишком большую сумму, то этот ЦАП – для вас. Для любителей рока он тоже подойдёт – драйв и напор S16 обеспечивает.

А. Агеев
Июнь 2015

 

Описание Aune S16 на сайте www.auneaudio.com (на англ. яз.) и на сайте hi-audio.ru (на рус. яз.).

 

ПК Аудиофил благодарит дистрибьюторскую компанию ООО "План А" за предоставленный для тестирования ЦАП Aune S16.

 

Фото: ПК Аудиофил и hi-audio.ru.


Фотогалерея

Вверх