цифровые технологии и качественный звук

Музыкальный сервер

ОБМЕН ОПЫТОМ

15.01.2024

 

В декабре 2023 года увидел на сайте «ПК Аудиофил», что SOtM разрабатывала 12 лет новую плату USB, не смог побороть искушение и заказал её.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Моя аудиосистема состоит из ПКА-5, ЦАП TEAC UD-505, однотактных гибридных усилителей и рупорной акустики, изготовленной по чертежам University Loudspeakers Inc.

ОБМЕН ОПЫТОМ

История создания моего ПК5 2022 началась с просмотра сайта «ПК Аудиофил» в 2019 году, когда там начался проект ПК5. Дома я слушал музыку со своего игрового ПК через USB на ЦАП и лампово-транзисторную современную стереосистему. Качество меня полностью устраивало.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Здравствуйте! Благодарю за материалы о музыкальном сервере своими руками. Огромное спасибо!

Вдохновившись вашим подробным описанием ПКА5, собрал практически такой же сервер, но с рядом упрощений (по соображениям стоимости, для минимизации затрат при сохранении высокого уровня звучания):


 

Прошло уже пять лет со времени нашего проекта создания музыкального сервера «ПК Аудиофил IV». За это время компьютерное аудио значительно продвинулось в техническом отношении, появились новые компании, которые выпускают разнообразные высококачественные цифровые источники звука – музыкальные серверы (МС), стримеры, сетевые проигрыватели. Да и компьютерная техника быстро меняется – внедряются новые технологии, обновляется база комплектующих.

В связи с этим сайт «ПК Аудиофил» начинает новый проект, который мы назвали «ПКА 5 – высококачественный музыкальный сервер своими руками». В реализации этого проекта мы воспользуемся некоторыми техническими решениями компаний, производящих аналогичное оборудование, а также своим опытом разработки и создания около 20-ти различных цифровых источников на базе ПК, четыре из которых были описаны на нашем сайте.

Этот проект мы приурочили к юбилею сайта «ПК Аудиофил», которому исполняется десять лет.

 

1. Что будем делать

Будем создавать музыкальный сервер – специализированный персональный компьютер, предназначенный для высококачественного воспроизведения, хранения и систематизации музыкальный файлов, в первую очередь, файлов высокого разрешения (ВР).

Отметим, что скачивание файлов из интернета и, при необходимости, их дополнительную подготовку (например, корректировку метаданных) мы обычно производим на другом, домашнем компьютере. Затем эти файлы копируются на внешний жесткий диск, который в данном случае выполняет роль резервного, и уже с этого резервного диска музыка переносится в фонотеку МС.

Для переноса музыкальных файлов с внешнего жесткого диска на МС лучше подойдут современные скоростные интерфейсы USB 3.1 Gen 1 (USB 3.0) и Gen 2. Было бы удобно, чтобы соответствующие разъемы располагались на передней или боковой панели корпуса аппарата.

Наш новый МС должен обеспечивать воспроизведение аудиофайлов ВР, которые доступны в настоящее время. А какие это аудиофайлы? Это – файлы WAV, FLAC и др. (ИКМ) с частотой дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, в том числе DXD, а также файлы DFF, DSF и др. (DSD) вплоть до DSD512 с частотой дискретизации 22,5792 МГц, и даже пробные образцы с частотой в два раза выше – DSD1024. Кроме того, надо иметь в виду, что в недалеком будущем может появиться музыка, записанная с более высоким разрешением. Ведь уже сейчас выпускаются ЦАПы с фантастическими параметрами по поддержке сигналов ИКМ до 3073 кГц и потока DSD до DSD1024 включительно.

В настоящее время с задачей вывода сигналов с такими высокими частотами дискретизации, если иметь в виду самодельные конструкции, может справиться только USB-интерфейс. Имеющимся в продаже звуковым картам стандарта S/PDIF и AES/EBU, а также I2S это не под силу, поэтому в создаваемый аппарат мы предполагаем установить одну из USB-карт вывода, специально выпускающихся для целей высококачественного звуковоспроизведения.

В МС должна храниться объемная фонотека. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что для хранения больших файлов ВР желательно, чтобы общий объем внутренних накопителей был не менее 8 ТБ. Подчеркнем, что, по нашему мнению, нет особого смысла хранить музыку во внешнем хранилище, если это можно делать внутри аппарата. Это позволяет во время звуковоспроизведения избежать дополнительных преобразований сигнала на пути от внешнего хранилища к МС, которые непременно происходят при использовании проводного сетевого соединения, USB или Wi-Fi.  Хотя, отметим, что конструкция устройства, конечно же, дает возможность при необходимости подключать внешнее хранилище, например, NAS.

Как и наши предыдущие модели, новый МС будет совершенно бесшумным, то есть без вентиляторов и жестких дисков. Вследствие этого охлаждение должно быть пассивным, а накопители – твердотельными.

О питании. Импульсный источник может быть причиной шумов и помех, поэтому лучше использовать линейный БП, и еще лучше, если он будет внешним. В этом случае внутри корпуса МС может располагаться только преобразователь постоянного напряжения (DC-DC) для получения величин, нужных для питания системной платы и процессора. Кроме этого, было бы неплохо, чтобы линейный БП мог обеспечить раздельные каналы питания для разных блоков аппарата, например, один для системной платы с процессором, а другой – для USB-карты.

Еще одно требование к конструкции аппарата, которое в настоящее время реализуется большинством производителей МС и вообще цифровой аудиотехники, – применение средств для снижения влияния вибраций и борьбы с электромагнитными помехами. Хотя, как известно, цифровая техника более помехоустойчива, чем аналоговая, тем не менее в конструкциях высококачественных цифровых аудиоустройств этим вопросам уделяется серьезное внимание.

Управление МС должно быть, с одной стороны, удобным, а с другой – полноценным.  Мы предполагаем реализовать два способа управления: дистанционный, с помощью мобильного устройства (смартфона или планшета), который будет использоваться во время воспроизведения музыки, и обычный способ (монитор, мышь и клавиатура) – для работы с фонотекой или наладки аппарата. Для дистанционного управления понадобится подключение аппарата к локальной сети – проводное или по Wi-Fi.

ПО должно обеспечить высокое качество воспроизведения цифровых записей, удобство работы с объемной фонотекой аудиофайлов, связь с мобильным устройством дистанционного управления, а также некоторые дополнительные функции как, например, конвертирование цифрового аудиоформата во время воспроизведения («на лету»).

И последнее. Некоторые производители устанавливают в МС оптический привод для копирования аудиофайлов с компакт-дисков, DVD-аудио и BD. Как уже отмечалось выше, мы обычно делаем это на другом компьютере, и затем переносим файлы на МС с помощью USB-соединения. В связи с этим оптический привод устанавливать не будем.

Таким образом, получился следующий список общих характеристик МЗ, которые будут учитываться при его создании:

•  воспроизведение аудиофайлов высокого и стандартного разрешения;
•  использование специальной USB-карты для аудио;
•  суммарный объем накопителей для фонотеки – не менее 8 ТБ;
•  бесшумный аппарат: использование пассивного охлаждения и твердотельных накопителей;
•  наличие разъемов стандарта USB 3.1 Gen 1 или Gen 2 на передней или боковой панели корпуса;
•  питание от внешнего линейного источника, раздельные каналы питания;
•  применение мер для снижения влияния вибраций и электромагнитных помех;
•  дистанционное управление с помощью мобильного устройства;
•  использование ПО, которое может обеспечить высокое качество воспроизведения цифровых записей, удобство работы с фонотекой и дополнительные функции (конвертирование аудиоформатов и др.);
•  подключение к локальной сети.

 

2. Подбор комплектующих

2.1 USB-карта

USB-карта (контроллер) для вывода сигнала с компьютера – один из самых важных блоков МЗ. От нее зависит, насколько качественным будет USB-сигнал, подающийся на ЦАП, а также питание, которым пользуется входной USB-контроллер преобразователя.

В большинстве из выпускаемых в настоящее время высококачественных МС и цифровых проигрывателей, имеющих выход USB, применяются специальные контроллеры, оптимизированные для аудио. К примеру, такие фирмы как Pink Faun, SOtM, The Linear Solution и Wolf Audio Systems, производящие USB-карты для аудио, устанавливают их в свои цифровые источники. В музыкальных компьютерах Baetis и Lampisator стоят контроллеры SOtM, а у Mojo – устройства JCat.

Сравнив все выпускающиеся в настоящее время USB-карты для аудио, мы выбрали SOtM tX-USBexp в комплекте с генератором SOtM sCLK-EX.

 

Карта tX-USBexp производится известной южнокорейской фирмой SOtM уже более семи лет и является одной из самых популярных среди компьютерных аудиофилов, а в комплекте с генератором sCLK-EX (в данном случае sCLK-EX48) – это вообще беспроигрышный выбор.

В отличие от некоторых других USB-карт для аудио, часто являющихся обычными USB-контроллерами, подвергнутыми некоторому усовершенствованию, SOtM tX-USBexp разработана «с нуля» специально для применения в цифровой аудиотехнике. SOtM sCLK-EX – это высокостабильный генератор тактовых импульсов, имеющий низкий уровень фазового шума, особенно в низкочастотной, критически важной области спектра.

Напомним, что карта SOtM tX-USBexp уже использовалась в нашем МС «ПК Аудиофил IV», и мы полностью удовлетворены ее работой.

В генераторе sCLK-EX имеется четыре выхода, которые могут выдавать сигналы разной частоты. Один из них (48 МГц) предназначается для обеспечения работы карты tX-USBexp, а три других также могут найти применение в конструкции МС. Обычно высокостабильные синхроимпульсы от sCLK-EX используют для замены сигналов собственного генератора (-ов) системной платы. По мнению компании SOtM использование в системной плате синхросигналов, получаемых от одного высококачественного внешнего генератора, положительно сказывается на работе музыкального компьютера.

Однако такое решение встречается с некоторыми трудностями. Во-первых, потребуется выпаять из системной платы имеющиеся на ней кварцевые резонаторы, что не всегда возможно, учитывая высокую степень микроминиатюризации современных плат (подчеркнем, что наш проект – это МС своими руками). Во-вторых, необходимо предварительно измерить, какое напряжение используется в генераторах на системной плате (что тоже не так просто), чтобы подобрать соответствующую величину при регулировке генератора sCLK-EX.

Принимая все это во внимание, было решено ограничиться использованием генератора SOtM sCLK-EX только для обеспечения работы USB-карты, а вопросы, связанные с системной платой, решить по-другому. 

2.2 Системная плата

Среди множества системных (материнских) плат, которые могли бы служить основой нашего МС, есть такие, в которых параметрам стабильности уделяется особое внимание. Подобные платы используются для сборки игровых компьютеров, у которых характеристики работы в режиме разгона имеют принципиальное значение. Один из способов повышения стабильности – использование дополнительных, более точных генераторов тактовых импульсов, чем это обычно принято. Дополнительный генератор, задающий тактовую частоту для процессорных ядер и других наиболее важных блоков платы, может обеспечить сверхточный сигнал с малым джиттером независимо от колебаний температуры. Такого типа генераторы установлены на некоторых платах серии ROG компании ASUS, а также на лучших материнских платах ASRock, MSI и EVGA. Вот на такие системные платы мы и ориентировались при выборе.

Наш выбор – ASUS ROG Maximus XI Gene.

Некоторые характеристики, которые определили выбор этой системной платы:

а) ROG Maximus XI Gene – это одна из флагманских плат компании ASUS на чипсете Intel Z390, которая поддерживает процессоры Intel Core 8-го и 9-го поколений с разъемом LGA1151.

б) Наличие дополнительного высокоточного генератора тактовых импульсов. Он собран на микросхеме IDT 6V41638B от Integrated Device Technology (на фото справа).

в) Технология OptiMem II оптимизированной разводки дорожек для слотов памяти с дополнительными зонами экранирования с целью устранения электромагнитных помех. Эта технология, в соответствии с данными компании ASUS, приводит к улучшению стабильности и снижению наводок на 69 % по сравнению с обычными платами.

г) Надежная подсистема питания процессора, в которой каждый канал, отвечающий за работу ЦП, оснащен двумя катушками индуктивности и двумя сборками IR3555, что также вносит свой вклад в повышение стабильности работы процессора.

д) Четыре порта M.2 для твердотельных накопителей (PCI-E x 4 NVMe): два из них находятся на специальном адаптере с радиатором ROG DIMM.2, который вставляется в слот для памяти DDR4, а два других расположены на плате под отдельным радиатором. Кроме этого, учитывая, что один разъем PCI-E останется свободным, и к нему через переходник можно также подключить накопитель M.2, общее количество накопителей может быть доведено до пяти. А это, в свою очередь означает (при условии использования оного из накопителей для установки ПО), что общий объем внутреннего хранилища для фонотеки может быть 8 Тб (если использовать 2-терабайтные SSD). При этом можно полностью отказаться от установки отдельных накопителей, подключаемых кабелями SATA.

е) На плате имеется два разъема для подключения фронтальных USB-портов: USB 3.1 Gen 1 (USB 3.0) и USB 3.1 Gen 2. С их помощью на переднюю или боковую панель корпуса может быть выведено два порта USB 3.1 Gen 1 и один USB 3.1 Gen 2, например, на разъеме USB Type-C.

ж) Наличие Wi-Fi-контроллера с антенной для обеспечения связи с мобильным устройством.

з) Типоразмер (форм-фактор) платы ROG Maximus XI Gene – microATX, что дает возможность разместить МС в компактном корпусе.

Единственный недостаток, если так можно выразиться, системной платы ROG Maximus XI Gene – это высокая цена. Эта плата – геймерская, высокого класса, с серьезными техническими и конструктивными решениями, часть из которых, по понятным причинам, не будет задействована в МС. Однако то, что будет использоваться, позволит создать высококачественный аппарат. 

 2.3 Процессор

Если обратиться к опыту производителей музыкальных компьютеров, то можно заметить, что в них используются в основном процессоры Intel различной мощности. Например, в МС Clones Audio, Lampisator, Music Vault и Sound Galleries устанавливаются 4-ядерные процессоры Intel i7, Waves Audio применяет 6-ядерные Intel i5-8500, а в стримерах Pink Faun стоят 8-ядерные процессоры AMD. Есть пример использования более мощных процессоров, да не по одному, а в паре: в МС Extreme от Taiko Audio задействовано два 10-ядерных Intel Xeon Scalable, установленные на промышленной 2-процессорной плате.

При выборе процессора мы руководствовались следующими критериями: с одной стороны, он должен обеспечить надежную работу МС с самыми высокими частотами разрешения и во всех режимах, например, при конвертировании аудиоформатов в реальном времени, а с другой – не быть супермощным, что позволит снизить ЭМ-излучение и помехи, и иметь низкое энергопотребление, чтобы использовать бесшумное пассивное охлаждение. Само собой, в процессоре должна быть встроенная графика (и все совместимые с системной платой процессоры ее имеют).

Наш выбор – Intel Core i5-8500T.

i5-8500T – это современный 6-ядерный процессор 8-го поколения с базовой частотой 2,1 ГГц и встроенной графикой Intel UHD 630. Расчетная мощность 35 Вт, и это позволяет использовать пассивное охлаждение. Среди других характеристик процессора отметим поддержку памяти Intel Optane, что может пригодиться при модернизации МС в будущем.

2.4 ОЗУ

Наш выбор – HyperX Predator DDR4 2666MHZ 2 х 8GB (HX426C13PB3K2/16).

Комплект из двух модулей по 8 Гб каждый. Память имеет высокую надежность и хорошие характеристики, в том числе низкую латентность. Модули оснащены металлическими теплоотводами, что особенно важно при использовании пассивного охлаждения.

2.5 Твердотельные накопители

Как отмечалось выше, выбранная системная плата ASUS ROG Maximus XI Gene позволяет использовать в создаваемом МС исключительно твердотельные накопители M.2, поддерживающие современный скоростной протокол NVMe. При выборе таких накопителей мы сравнивали устройства разных производителей по соотношению цена-качество, обращая внимание, среди прочего, на характеристики производительности случайного чтения для накопителя, на котором будет располагаться ПО (ОС, программный проигрыватель и пр.), и последовательного чтения для накопителей с фонотекой.

Наш выбор – Intel SSD 760p Series на 256 ГБ (для ПО) и Intel SSD 660p Series на 2 ТБ (для фонотеки).

Отметим наличие специального ПО Intel SSD Toolbox для управления выбранными дисками, которое позволяет пользователям просматривать текущие сведения о накопителях, выполнять обновление встроенного программного обеспечения, запускать полную диагностическую проверку и оптимизировать твердотельные накопители.

Для одного из накопителей, предназначенных для фонотеки, потребуется переходник для его подключения к разъему PCI-E, например, такого типа:

2.6 Блок питания

В продаже можно найти различные модели блоков питания для ПК, которые могут использоваться при создании МС: от бесшумных (безвентиляторных) импульсных устройств типоразмера ATX, наподобие того, что использовался в нашем первом МС, до внешних линейных от компаний HDPLEX или TeraDak с полным набором напряжений для питания компьютера.

Интересно, а какие блоки питания используют производители МС?

Компании Fidata, Music Vault и Naim, например, используют импульсные источники питания. В аппаратах Antipodes Audio, Core Audio, Mojo Audio, The Linear Solution применяются встроенные линейные БП, а в старших моделях Innous и Quiescent Technologies – внешние линейные. Есть также устройства, питающиеся от аккумуляторных батарей (Aurender). Отметим, что в большинстве конструкций используются раздельные каналы для питания разных блоков МС.

Некоторые производители, такие как CAD (Computer Audio Design) и Ophelia Audio, применяют схему питания, состоящую из внешнего линейного БП и встроенного преобразователя постоянного напряжения (DC-DC) для питания системной платы и процессора. Такую же схему мы предполагаем использовать и в нашем МС. Вопрос в том, можно ли найти высококачественный преобразователь постоянного напряжения?

Да, такой преобразователь, специально разработанный для аудиоустройств на базе ПК, существует: его предлагает фирма HDPLEX.

 

Наш выбор - преобразователь постоянного напряжения HDPLEX 400W Hi-Fi DC-ATX.

Он имеет более чем достаточную мощность, продуманную конструкцию и хорошие характеристики, в том числе низкий уровень пульсаций и шумов – лучше, чем у других преобразователей такого типа.

Теперь можно выбрать внешний линейный БП для подачи раздельного питания на три блока схемы МС c тремя разными напряжениями:

•  16 – 30 В – для материнской платы и процессора (через преобразователь постоянного напряжения HDPLEX 400W Hi-Fi DC-ATX);

•  6,5 – 9 В – для USB-карты SOtM tX-USBexp;

•  6,5 – 12 В – для генератора SOtM sCLK-EX.  

Оказалось, что у нас уже есть подходящая «кандидатура» на эту роль – линейный БП SOtM sPS-1000, который мы использовали в предыдущем проекте «ПК Аудиофил IV». Это – высококачественный источник питания аудиофильского уровня с тремя выходами, которые имеют подходящие значения напряжений и допустимых токов. Он отлично проявил себя в предыдущей модели МС, и нет смысла искать что-то другое. Обзор БП SOtM sPS-1000 можно найти здесь.

Для подключения БП к МС понадобятся кабели с соответствующими штекерами. В качестве последних были выбраны Oyaide DC-2.1G, DC-2.5G и Simon Tuned DC3.5-1.3G.

2.7 Корпус

Подобрав комплектующие для МС, можно перейти к поиску корпуса. Уточним наши требования к нему:

•  для системной платы типоразмера microATX;

•  возможность установки системной платы ASUS ROG Maximus XI Gene;

•  не менее двух ячеек для карт PCI-E: одна - для USB-карты SOtM tX-USBexp, вторая – для пластины с разъемом питания для генератора SOtM sCLK-EX;

•  охлаждение процессора с помощью тепловых трубок, отводящих тепло к боковой стенке-радиатору;

•  наличие отверстий для пассивной вентиляции;

•  разъемы USB 3.1 Gen 1 и/или Gen 2 на передней или боковой панели;

•  без отверстия для оптического привода;

•  алюминиевый;

•  конструкция, позволяющая снизить влияние вибраций;

•  компактный;

•  черного цвета.

Насколько нам известно, в настоящее время подобные корпуса выпускают всего несколько фирм: HDPLEX, Iwill Technologies, Streacom, Turemetal и ZERORPM. Внимательно ознакомившись с их продукцией, мы выбрали один-единственный корпус, который удовлетворяет нашим требованиям. 

 

Наш выбор – корпус Streacom FC9 Alpha.

Отметим некоторые из характеристик этого корпуса, которые повлияли на наш выбор:

а) Конструкция корпуса подходит для системной платы ASUS ROG Maximus XI Gene с высоким радиатором охлаждения подсистемы питания процессора. Для таких плат предусмотрено использование специального устройства Streacom HT4 Thermal Riser, которое обеспечивает дополнительный подъем тепловых трубок на 32 мм (приобретается отдельно).

б) Три вертикальные ячейки на задней панели для карт PCI-E позволяют установить в первый разъем переходник PCI-E – M.2, во второй – USB-карту, а в третью ячейку – пластину с разъемом питания для генератора SOtM sCLK-EX.

в) USB-карта устанавливается вертикально непосредственно в разъем системной платы, а не горизонтально, то есть не нужно использовать удлинитель шины PCI-E.

г) Хорошо продуманное расположение отверстий для пассивной вентиляции.

д) Конструкция корпуса позволяет снизить влияние вибраций: он полностью алюминиевый, толщина пластин корпуса 4 мм, закругленные нижние края спереди и сзади, хорошее соединение пластин.

е) Два разъема USB 3.1 Gen 1 на боковых панелях – по одному слева и справа.

Хотелось бы там же иметь и разъем USB 3.1 Gen 2, поскольку на плате ASUS ROG Maximus XI Gene есть разъемы обоих типов интерфейса USB. Придется немного доработать корпус, просверлив сбоку отверстие и установив кабель-переходник USB 3.1 Type-E – Type-С, например, такой, как изображен на фото ниже.

 

Чтобы минимизировать влияние внешних вибраций, было решено заменить штатные ножки корпуса (хотя они тоже неплохие) на специальные антивибрационные.

Наш выбор – абсорберы SSC Netpoint 200.

Приобретем три такие ножки, чтобы установить их вместо четырех штатных.

Некоторые производители уделяют внимание снижению электромагнитных помех, возникающих внутри корпуса вследствие работы элементов схемы компьютера, в первую очередь процессора. Для борьбы с такими помехами компании Quiescent Technologies, Wolf Audio Systems, The Linear Solution устанавливают в корпус МС специальные поглотители электромагнитных волн, представляющие собой гибкие полимерные листы с наполнителем из микрогранул ферритового порошка. Такие поглотители используются в компьютерах и другой электронной технике, где требуется высокая точность и надежность работы.

Мы также считаем использование таких поглотителей целесообразным и провели выбор среди подходящих изделий, которые, кстати, распространяются и некоторыми производителями аудиофильских товаров, такими как Oyaide, SOtM и Stillpoints.

 

Наш выбор – ЭМИ-поглотитель 3M EMI Absorber AB5100SHF.

Этот материал имеет максимальную величину поглощения на частоте около 2 ГГц, что соответствует базовой частоте процессора (2,1 ГГц) и ОЗУ (2666 МГц). На одной стороне листа имеется липкий слой, и с его помощью абсорбер легко приклеивается на металлические поверхности. Понадобится два листа толщиной 1 мм размером 297 х 210 мм.

2.8 ПО

В течение многих лет, несмотря на активное обсуждение вопроса о том, какую ОС лучше использовать в музыкальном компьютере – Linux или Windows, однозначного решения так и не было найдено. Мнения производителей цифровых источников на базе ПК тоже разделились. Одни – Baetis Audio, CAD, Core Audio, Taiko Audio – считают, что надо использовать ОС Windows, другие, среди которых Antipodes Audio, Ophelia Audio, Pink Faun, The Linear Solution, отдают предпочтение Linux. Наверное, самое мудрое решение нашли разработчики фирмы LampizatOr: на свой МС SuperKomputer они устанавливают модифицированный Linux, но по желанию покупателя могут загрузить и Windows.

Каждая из ОС имеет свои преимущества и недостатки при использовании в музыкальном компьютере, и пока нет объективных свидетельств превосходства одной из них над другой, вряд ли можно ожидать, что в ближайшем будущем какая-то ОС будет признана как основная.

Наш выбор – ОС Windows 10.

Вполне осознавая, что Linux имеет свои неоспоримые плюсы, например, эта ОС – бесплатная, мы выбираем Windows, основываясь на следующих критериях:

а) Удобство и надежность.

б) Возможность использовать самые последние компьютерные технологии и комплектующие без опасения столкнуться с несовместимостью сейчас и в будущем.

в) Отсутствие ограничений на работу с ЦАП, тогда как при работе с источниками на Linux некоторые модели преобразователей не могут поддерживать высокие частоты потока DSD (например, DSD256 и DSD512).

Уточним, что среди разных версий ОС Windows 10 для создаваемого МС предпочтительнее выбрать 64-битную Windows 10 Pro.

В качестве программного проигрывателя будет использоваться JRiver Media Center (последняя 26 версия), который, по нашему мнению, является одним из лучших проигрывателей на сегодняшний день.

 

3. Сборка

После того, как были приобретены все комплектующие, приступаем к сборке.

3.1 Сначала необходимо произвести небольшую доработку корпуса Streacom FC9 Alpha. В первую очередь снимаем кронштейн для крепления жестких дисков, он нам не понадобится.

Для установки разъема кабеля-переходника USB 3.1 Type-E – Type-С было сделано отверстие в корпусе справа сбоку над уже имеющимся разъемом USB.

Далее штатные ножки корпуса были заменены на абсорберы SSC Netpoint 200.

Причем вместо четырех ножек было установлено три. Смещение задней ножки относительно средней линии корпуса составило 4 мм вправо.

На листе ЭМИ-поглотителя 3M EMI Absorber AB5100SHF одна из сторон имеет клейкое покрытие, и поэтому его установка не составляет труда.

Надо только иметь в виду, что вентиляционные отверстия закрывать поглотителем не следует. Поглотитель располагается на днище и крышке, а также на боковой стенке и передней панели корпуса.

Поскольку мы не используем кронштейн для жестких дисков, на котором можно было бы установить генератор SOtM sCLK-EX48, необходимо предусмотреть отверстия для его крепления.

3.2 Преобразователь постоянного напряжения HDPLEX 400W Hi-Fi DC-ATX был закреплен на левой боковой стенке корпуса, как показано на фото сверху. При таком расположении радиатор боковой стенки будет служить также для дополнительного охлаждения преобразователя.

 

3.3 Переходим к установке системной платы ASUS ROG Maximus XI Gene.

Сначала на обратной стороне платы устанавливаются гайки, которые в дальнейшем будут использоваться для крепления системы охлаждения процессора.

После закрепления системной платы в корпусе устанавливаем процессор и нижнюю пластину устройства Streacom HT4 Thermal Riser. При установке этой пластины используется термопаста, которая имеется в комплекте как корпуса, так и райзера.

Затем устанавливаем охлаждающие трубки (также с использованием термопасты), закрепляя их с одной стороны на верхней пластине райзера, а с другой − на правой боковой стенке корпуса.

Подключаем кабели и укладываем их таким образом, чтобы они как можно меньше перекрывали движение воздуха внутри корпуса.

     

Устанавливаем два твердотельных преобразователя М.2 в модуль ROG DIMM.2. Для этого надо сначала снять радиаторы, которые крепятся к модулю тремя винтами (фото слева). В одно гнездо вставляем накопитель, предназначенный для ПО, а во второе (с другой стороны) - один из накопителей 2 ТБ для фонотеки. Другие три накопителя по 2 ТБ каждый будут устанавливаться по мере заполнения фонотеки.

Модуль вставляется в соответствующий разъем системной платы.

Далее устанавливаем 2 шт. ОЗУ HyperX Predator.

3.4 Генератор SOtM sCLK-EX48 крепится на винтах через заранее подготовленные отверстия, одно из которых − на кронштейне, закрепленном на передней панели корпуса.

Для установки генератора использовались антивибрационные резиновые прокладки для жестких дисков, которые идут в комплекте корпуса. При этом металлический корпус генератора становился изолированным от корпуса музыкального сервера, и для обеспечения заземления был применен отдельный провод, подсоединенный к винту заземления на задней панели.

3.5 Установка USB-карты SOtM tX-USBexp.

     

Для установки плат расширения в корпусе Streacom FC9 Alpha необходимо сначала снять небольшую горизонтальную планку, закрепленную двумя винтами на задней панели корпуса.

Рядом с USB-картой, в соседнее гнездо была установлена планка с разъемом подачи внешнего питания для генератора SOtM.

3.6 Подключение кабелей к USB-карте и генератору.

    

Розетка Molex подключается к соответствующему разъему USB-карты SOtM tX-USBexp (фото слева) в соответствии с требованиями технического описания карты. На правом снимке изображено подключение кабеля для питания генератора SOtM sCLK-EX.

     

Подключение высокочастотного кабеля, идущего от генератора (фото слева) к USB-карте (фото справа). 

Сборка закончена. Осталось только установить на корпус верхнюю крышку с предварительно наклеенным на нее листом ЭМИ-поглотителя 3M EMI Absorber AB5100SHF.

 

4. Наладка

4.1 Настройка БИОС (BIOS, базовая система ввода-вывода, БСВВ)

4.1.1 Вкладка меню Extreme Tweaker.

Отключаем функции, предназначенные для разгона системы:

ASUS MultiCore Enhancement → [Disabled - Enforce All limits].

SVID Behavior → [Intel's Fail Safe].

Xtreme Tweaking – проверить, что стоит [Disabled].

Internal CPU Power Management → Turbo Mode → [Disabled].

4.1.2 Вкладка Advanced.

CPU Configuration → CPU Power Management Control – проверить параметр Turbo Mode, он должен быть [Disabled].

Так как в конструкции ПКА 5 не предусмотрено использование жестких дисков и «крупногабаритных» твердотельных накопителей, то можно отключить контроллер SATA: PCH Storage Configuration → SATA Controller(s) → [Disabled].

Onboard Devices Configuration →

→ HD Audio → [Disabled];

Intel LAN Controller → [Disabled], т. к. мы используем беспроводное сетевое подключение по Wi-Fi;

→ LED Lighting → When System is in working state → [Aura Off] для отключения подсветки платы*;

→ USB Configuration → USB Port Disable Override → USB 11 и USB 12 → [Disabled] для отключения портов USB2.0, которые мы не собираемся использовать.

Отключение управления работой вентиляторов:

Monitor → Q-Fan Configuration →

→ CPU Q-Fan Control → [Disabled];

→ Chassis Fan(s) Configuration → Chassis Fan Q-Fan Control → [Disabled].

4.1.3 Вкладка Boot.

Boot Configuration →

→ Boot Logo Display → [Disabled];

→ Wait For ‘F1’ If Error → [Disabled].

4.1.4 Для сохранения настроек: вкладка ExitSave Changes & Reset → [OK].

* Подсветку можно отключить, воспользовавшись кнопкой в меню на верхней строке БИОС: AURA ON/OFF(F4) [Aura Off]. Кроме этого, на самой плате для включения/отключения подсветки имеются две перемычки: 80_LIGHT и MB_LIGHT_BAR. Первая из них предназначена для диагностических индикаторов Q-CODE, а вторая – для задней подсветки платы.

 

4.2 Настройка автоматической загрузки программного проигрывателя JRiver Media Center.

Автоматическая загрузка понадобится, если пользоваться мобильным устройством в качестве пульта дистанционного управления без подключения экрана, мыши и клавиатуры.

Кнопка Пуск   в списке найти приложение JRiver Media Center правая клавиша мыши Дополнительно Перейти к расположению файла. Откроется папка, где сохранен ярлык приложения JRiver Media Center.

Кнопка Пуск (правая клавиша) Выполнить напечатать shell:startup ОК. Откроется папка Автозагрузка. Скопировать ярлык приложения JRiver Media Center в папке с файлом и вставить в папку Автозагрузка.

Подробнее о настройке автоматической загрузки можно прочитать здесь. Кстати, автоматическую загрузку можно включить также с помощью соотвествующей регулировки в программном проигрывателе JRiver Media Center (Инструменты → Параметры → Запуск).

 

4.3 Настройка операционной системы Windows 10 Pro в музыкальном сервере ПКА 5.

Конструкция музыкального сервера ПКА 5 (наличие эффективной системы пассивного охлаждения, процессор с низкой расчетной мощностью, высококачественная USB-карта и др.), а также использование программного проигрывателя JRiver Media Center позволяют отказаться от кардинальной оптимизации ОС. Действительно, нет необходимости, например, в снижении энергопотребления системы для обеспечения условий безвентиляторного охлаждения, в остановке некоторых процессов, которые могли бы конкурировать с процессами воспроизведения аудио, что применялось в наших предыдущих конструкциях.  

Здесь мы полностью согласны с мнением разработчиков проигрывателя JRiver Media Center, которые не рекомендуют использовать специальные программы-«оптимизаторы», чтобы не нарушать нормальную работу системы. Действительно, зачем оптимизировать работу, например, современного процессора, когда при звуковоспроизведении задействовано всего около 1 % его мощности.

В принципе, даже без какой-либо оптимизации ОС музыкальный сервер ПКА 5 с проигрывателем JRiver Media Center работает отлично.

Для любителей попробовать улучшить работу ОС для аудио, мы приводим «облегченный» вариант настройки, при котором используются только те простые действия, которые предусмотрены в самой системе. При проведении каждого этапа настройки ОС мы рекомендуем предварительно убедиться в том, что не будет отключена или изменена какая-либо функция, которая нужна пользователю.

4.3.1 Отключение неиспользуемых компонентов.

Кнопка Пуск Параметры Приложения Приложения и возможности

Выбираем ненужное для работы МС приложение, нажимаем левую клавишу мыши и выбираем [Удалить].

Отметим, что пользователь сам может выбрать, какие приложения ему лучше оставить.

Кстати, удаленное приложение при необходимости можно восстановить, воспользовавшись Магазином Microsoft (Microsoft Store).

Удаляем:

Microsoft One Drive
Microsoft Solitaire Collection
Microsoft Sticky Notes
OneNote for Windows 10
Paint 3D
Skype
Запись голоса
Калькулятор
Кино и ТВ
Компаньон консоли Xbox
Музыка Groove
Набросок на фрагмент экрана
Погода
Портал смешанной реальности
Советы
Средство 3D-просмотра
Центр отзывов
Яндекс. Музыка

Некоторые приложения расположены в разделе «Дополнительные компоненты».

Приложения и возможности Дополнительные компоненты

Удаляем:

Internet Explorer 11
Microsoft Paint
Консоль управления печатью
Проигрыватель Windows Media
Распознавание лиц Windows Hello
Распознавание математических знаков
Факсы и сканирование Windows

Есть еще встроенные (предустановленные) приложения, которые не удаляются описанным выше способом. Для их удаления можно использовать средство автоматизации Windows PowerShell.

Нажимаем кнопку Пуск правой клавишей мыши Windows PowerShell (администратор) [Да].

Загружается PowerShell. На появившемся экране, в командной строке вставляем одну из команд, перечисленных ниже (можно копировать), и нажимаем Enter.

Для удаления

Будильник и часы используется команда      Get-AppxPackage *windowsalarms* | Remove-AppxPackage

Ваш телефон –                Get-AppxPackage *yourphone* | Remove-AppxPackage

Камера –                           Get-AppxPackage *windowscamera* | Remove-AppxPackage

Карты –                              Get-AppxPackage *windowsmaps* | Remove-AppxPackage

Люди –                               Get-AppxPackage *people* | Remove-AppxPackage

Xbox Game Bar (и одновременно Xbox Live) –  Get-AppxPackage *xbox* | Remove-AppxPackage

Отдельно об удалении Cortana. Если вы решите удалить эту виртуальную голосовую помощницу, то имейте ввиду, что вместе с этим действием перестанет работать "Поиск". Для удаления Cortana используется команда

                                                   Get-AppxPackage -allusers Microsoft.549981C3F5F10 | Remove-AppxPackage

Подробнее об использовании Windows PowerShell для удаления встроенный приложений можно прочитать здесь.

4.3.2 Отключение неиспользуемых устройств.

Кнопка Пуск (правая клавиша мыши) Диспетчер устройств Контроллеры USB Универсальный USB-контроллер (относится к портам USB2.0, которые мы не будем использовать) правая клавиша мыши Свойства Отключить.

4.3.3 Отключение звукового сопровождения.

Кнопка Пуск Параметры Система Звук Панель управления звуком Звуки

Звуковая схема [Без звука];

Связь [Действие не требуется].

4.3.4 Настройка питания.

Кнопка Пуск Параметры Питание и спящий режим

При питании от сети отключать [Никогда];

При питании от сети переводить в специальный режим через [Никогда].

Дополнительные параметры питания Выбор или настройка системы управления питанием [Высокая производительность].

4.3.5 Прочие настройки.

Нижеперечисленные настройки выполняются по желанию пользователя. Как мы уже отмечали выше, эти настройки не скажутся на качестве звука, но помогут отказаться от лишних функций.

Удаление карт.

Кнопка Пуск Параметры Приложения Автономные карты Удалить все карты [Удалить все].

Отключение уведомлений.

Кнопка Пуск Параметры Система Уведомления и действия

Снять три флажка с:

Отображать уведомления на экране блокировки;

Показывать напоминания и входящие VoIP-вызовы на экране блокировки;

Разрешить воспроизведение звуков уведомлениями.

Внизу экрана для всех приложений перевести переключатель в положение [Откл.].

Отключение режима планшета.

 Параметры Система Планшет

При входе в систему выбрать [Никогда не использовать режим планшета];

Когда я использую это устройство в качестве планшета выбрать [Не переключаться в режим планшета].

Отключение игр.

Параметры Игры

Xbox Game Bar [Откл.].

Клипы Запись в фоновом режиме и Запись звука [Откл.];

Игровой режим Режим игры [Откл.].

Настройка параметров конфиденциальности.

Параметры Конфиденциальность

Общие перевести четыре переключателя в положение [Откл.];

Голосовые функции [Откл.];

Персонализация рукописного ввода и ввода с клавиатуры [Откл.];

Диагностика и отзывы Частота формирования отзывов [Никогда];

Журнал действий снять флажок с Сохранить свой журнал активности на этом компьютере;

Камера Доступ к камере этого устройства [Откл.];

Такие же действия можно выполнить для других пунктов меню:

Микрофон, Уведомления, Контакты, Телефонные звонки, Журнал вызовов, Электронная почта, Обмен сообщениями и Радио.

 

4.4 Проверка ПКА 5 на вывод цифрового звука «бит-в-бит» (Bit Perfect).

После проведения настройки ОС желательно проверить, как музыкальный сервер ПКА 5 справляется с выводом звука. Для этого существует тест Bit Perfect («бит-в-бит»). Его можно выполнить, например, с помощью ЦАП немецкой фирмы профессионального аудиооборудования RME ADI-2 DAC, который имеется в распоряжении сайта «ПК Аудиофил».

Для проведения теста с сайта RME загружаются специальные проверочные файлы WAV, после воспроизведения которых на экране ЦАП появляется результат. Всего было загружено 9 файлов длительностью по 4 секунды с различными частотами дискретизации от 44,1 до 192 кГц и разрядностью от 16 до 32 бит.

Музыкальный сервер ПКА 5 показал отличный результат, выдав итог «бит-в-бит» для всех файлов.

ПКА
2019/2020

 

 
Три наших предыдущих проекта создания музыкальных серверов (ПК Аудиофил I и II) и цифрового проигрывателя (ПК Аудиофил III) были основаны на использовании звуковых карт, с которых снимался цифровой сигнал стандарта AES/EBU (I) или S/PDIF (II и III). Все эти источники, в которых установлены карты профессионального или полупрофессионального уровня Lynx AES16, Infrasonic Quartet и ESI Juli@, характеризуются высококачественным звуком и отлично работают по сей день.

Однако техника не стоит на месте. Если раньше предполагалось, что для точной обработки цифроаналоговым преобразователем сигналов высокого разрешения (ВР) они должен поступать на ЦАП, в первую очередь, через входы AES/EBU или S/PDIF, а использование входа USB не было широко распространено, то в последние годы, с появлением асинхронного USB, ситуация стала коренным образом меняться.

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Плеер

Корейская фирма Astell&Kern, известный производитель цифровых аудиоплееров, выпускает красивые и удобные устройства. Кому как, а мне их минималистский дизайн с хорошей эргономикой всегда нравился. Такие плееры приятно держать в руке и ими легко управлять.

Одна из последних моделей Astell&Kern, A&norma SR15, имеет оригинальный дизайн со скошенными краями, и когда плеер лежит в правой руке, получается, что «косой» экран направлен прямо на пользователя. Немного необычно с первого взгляда, но удобно. Плеер небольшой, относительно других, более дорогих моделей Astell&Kern, и не тяжёлый – весит всего 154 г. Однако в этом миниатюрном корпусе тёмно-серого цвета c перламутровым отливом заключена серьёзная сила.

Прежде чем читать материалы сайта, посвященные разработке и созданию музыкального сервера, а тем более делать его своими руками, необходимо иметь в виду следующее:

 

1. Прослушивание музыки форматов высокого разрешения (ВР) с помощью музыкального сервера, то есть практически прослушивание аналога студийной мастер-записи, может вызвать, особенно у неподготовленных слушателей, следующую реакцию:

усиление сердцебиения;
вы чувствуете, что у вас шевелятся волосы на голове;
головокружение после продолжительного прослушивания музыки;
возникновение желания подойти к вокалисту и пощупать его;
переполнение эмоциями, которые могут неадекватно изливаться на окружающих;
остолбенение;
падение со стула или с кресла.

 

2. После прослушивания звукозаписи ВР с помощью музыкального сервера могут наступить следующие последствия:

нарушение сна;
повышение (или исчезновение) аппетита;
возникновение потребности слушать музыку вновь и вновь, независимо от времени суток, ваших планов на ближайшее будущее и реакции родственников;
желание выкинуть свою коллекцию компакт-дисков и слушать музыку только в форматах ВР;
развитие интереса к другим жанрам музыки, что может привести к расширению музыкальной коллекции;
появление или развитие потребности слушать “живую” музыку, ходить на концерты.
 

Если Вы, несмотря на это предостережение, всё же прочитаете материалы сайта, сделаете музыкальный сервер и станете свидетелем подобных реакций на прослушивание музыкальных произведений, убедительно просим Вас сообщить нам об этих реакциях для распространения этой чрезвычайно важной информации среди любителей музыки.

 

Рисунки В. Уборевича-Боровского

к статье «ПК Аудиофил III: цифровой проигрыватель своими руками»

  ПК Аудиофил III (начало)
ПК Аудиофил III (окончание)

 

Сергей    30.11.2016

Здравствуйте!

В вашей статье ПК Аудиофил III: цифровой проигрыватель своими руками
Вы описываете как адаптировали ESI Juli@ под низкопрофильный слот корпуса.
Был бы премного благодарен, если бы Вы поделились опытом, т.к. сейчас собираю mini-pc.

Интересует, как же Вы вывели оставшиеся цифровые выходы в аналог (наушники, колонки)?
Также интересна была бы информация о размерах звуковой карты, после ее укорочения, если помните.

Большое спасибо.

ПК Аудиофил

Здравствуйте, Сергей!

Отвечая на Ваш вопрос, обращаем Ваше внимание на то, что конструкция звуковой карты ESI Juli@ - разборная.

Карта состоит из двух частей: правая (на снимке) часть - цифровая, левая - аналоговая. Поскольку при создании цифрового проигрывателя "ПК Аудиофил III" ставилась задача получения на выходе цифрового сигнала, использовалась только цифровая часть карты. Аналоговая часть с выходами на разъёмах RCA не использовалась. Цифровой сигнал преобразовывался в аналоговый во внешнем ЦАПе. Сигнал в формате S/PDIF может выводиться по коаксиальному кабелю через переходник (разъём RCA), имеющийся в комплекте звуковой карты, или по оптическому кабелю через выход TOSLINK.
ЦАП, в свою очередь, подключался к стереосистеме.
Размер цифровой части карты ESI Juli@ (без планки крепления) - 120х37х16 мм.
Более подробно о процессе установки карты можно узнать из описания и иллюстраций на стр. "ПК Аудиофил III: цифровой проигрыватель своими руками".
Информацию о доработке звуковой карты ESI Juli@ можно найти здесь.

Сергей    050.12.2016

Добрый день!

Большое спасибо за ответ и информацию по размерам карты. 
Могли бы вы уточнить, для чего нужна в данном случае звуковая карта, если в материнской плате ASUS E45M1-I DELUXE уже есть spdif-выход, который можно подключить к внешнему ЦАПу. Ведь при подключении звуковой её ЦАП уже не задействуется.
 
Спасибо.

ПК Аудиофил

Здравствуйте, Сергей!

Дело в том, что системные платы компьютеров не предназначены для высококачественного вывода звука. О причинах этого подробно написано в нашем материале "Компьютер как музыкальный сервер".
Если Вы ещё не определились с конструкцией аудиокомпьютера и не приобретали ЦАП, то мы бы рекомендовали не применять в конструкции звуковую карту с выходом S/PDIF, а воспользоваться передачей сигнала через USB. Это может дать лучший результат. О конструкция музыкального сервера с выходом USB можно прочитать здесь.

 


 

Николай   31.8.2013

Добрый вечер, уважаемый ПК Аудиофил! В Москве из продажи пропала рекомендуемая вами для ESI Juli@ XTe материнская плата ASUS E45M1-I DELUXE. Будет ли хорошим вариантом заменить её более новой ASUS E2KM1I-DELUXE? На сайте НИКСа написано, что в ASUS E2KM1I-DELUXE в 100% используются твердотельные накопители. Спасибо!

ПК Аудиофил

Уважаемый Николай!

Системная плата ASUS E2KM1I-DELUXE, о которой Вы пишите, могла бы заменить ASUS E45M1-I DELUXE в цифровом проигрывателе, если бы не один недостаток: процессор, установленный на плате, требует принудительного охлаждения с помощью вентилятора. А вентилятор шумит и увеличивает джиттер, ухудшая качество звука.

Можно попробовать использовать одну из перечисленных ниже системных плат, которые имеют разъём PCIe и пассивное (безвентиляторное) охлаждение, учитывая, конечно, их технические особенности:

ASUS C60M1-I
ESI CDC-TI (V1.0A)
ESI KBN-I/2100 (V1.0)
Intel DN2800MT
ZOTAC IONITX-S-E/R-E/T-E
ZOTAC FUSION350-A-E/B-U
 

Если же Вы захотите установить плату ASUS E2KM1I-DELUXE, то надо иметь в виду, что можно уменьшить шум от вентилятора с помощью соответствующей регулировки скорости его вращения в BIOS, предварительно снизив энергопотребление процессора в результате оптимизации операционной системы. А установка фильтра питания вентилятора поможет снизить помехи от его работы.

 


 

Александр (Conan), Белгородская обл.   21.07.2012

Добрый вечер! Как вариант сенсорного ЖК-монитора можно рассмотреть модели вот отсюда:

http://chinaok.ru/index.php?cat=65 

ИМХО в этом что-то есть...

 


 

Виктор   18.07.2012

Здравствуйте!

С интересом слежу за вашими проектами, появилось даже желание собрать аналогичную систему самому. Но вот вопрос - имеет ли смысл собирать цифровой проигрыватель, если звук будет выводиться по цифре на бытовой AV-recitver? Не потребуется ли далее, для оценки «всей прелести» звука замена ресивера на отдельный DAC c последующей сменой акустики?

ПК Аудиофил

Уважаемый Виктор!

По нашему мнению, собирать цифровой проигрыватель или музыкальный сервер имеет смысл, если Вы любите слушать музыку в хорошем качестве. При этом, следуя по пути улучшения звучания аудиосистемы, начинать надо именно с источника звука. А высококачественный цифровой источник можно собрать в домашних условиях и при относительно небольших финансовых затратах (см., например, наш проект «ПК Аудиофил II» ). Исходя из нашего опыта, мы можем сказать, что вклад цифрового источника в общее звучание системы, при воспроизведении аудиофайлов высокого разрешения, такой значительный, что система даже среднего уровня звучит заметно лучше. А дальше... Мы не сторонники фанатичного отношения к звуку. Однако, если позволяют жизненные обстоятельства, можно постепенно, шаг за шагом совершенствовать свою систему, каждый раз заменяя самый слабый её компонент.

 


 

Александр (Conan), Белгородская обл.   

14.07.2012

 Здравствуйте!

Конечно, кто какие комплектующие будет применять конкретно в своей конструкции — дело личных предпочтений. Но основываясь на опыте построения проигрывателя cMP2, всё таки я бы настоятельно рекомендовал применять материнскую плату с внешним питанием — Intel DN2800MT, практически идеальный вариант. Далее, всё-таки нужна ЖК-индикация на самом плеере. Предвидя трудности с освоением LVDS-интерфейса, можно применить индикаторы с привычным VGA-входом:

http://masterkit.ru/main/set.php?code_id=987764 или http://masterkit.ru/main/set.php?code_id=988520.

При этом всё тяжесть навигации по меню, папкам, и управление плеером переложить на пульт ИК ДУ, например, вот такой:

http://masterkit.ru/main/set.php?code_id=662264 или такой http://masterkit.ru/main/set.php?code_id=579539.

С уважением, Александр.

16.07.2012

Приветствую!

Вот вспомнил — делал одному товарищу комп в машину и применил командную оболочку над Windows для управления системой с помощью сенсорного дисплея. Скачать инсталяшку со шкурками можно здесь:

http://www.cpos-online.de/index.php?option=com_doqment&Itemid=32.

С уважением, Александр.

 


 

Сергей, Киев  09.07.2012

Очень своевременное (как для меня) описание именно того, что я хочу. Очень прошу продолжения, т.к. комплектующие, рекомендуемые в первой части, уже приобрел. Могу предложить также рассмотреть вот такие корпуса:

http://www.hd-plex.com/

http://www.ebay.com/itm/APU-Computer-Case-Mini-ITX-chassis-silver-aluminum-case-/190685871621?pt=US_Amplifier_Parts_Components&hash=item2c65c37e05
 
 

 

Александр (Conan), Белгородская обл.   07.07.2012

Приветствую всех!

Я по поводу строительства цифрового плеера имею что сказать.

1) Маму лучше всего использовать специальную (хоть и недорогую) - Intel DN2800MT - внешнее питание, низкопрофильный формат, интерфейс PCI-Express, накопители mSATA, интерфейс под трансивер Wi-Fi, и т. д.

2) Звуковуху - Juli, но только не под старый PCI, а уже под новый интерфейс PCI-Express - уже есть в продаже.

3) Так как на маме есть интерфейс для встроенного LCD-монитора - LVDS, то можно, даже очень предусмотреть небольшой 5"...7" LCD TouchScreen - пользу ощутите сразу!

С уважением, Александр.

ПК Аудиофил

Уважаемый Conan!

Спасибо за Ваши интересные предложения. В связи с появлением новой звуковой карты Juli@ XTe мы думаем, что будет целесообразно параллельно рассматривать в нашем проекте и альтернативный вариант цифрового проигрывателя с этой картой.

 


 

Дмитрий, Нижний Новгород   24.05.2012

Выдающийся сайт! Коротко, понятно и по существу! Можно прочесть сотню страниц иного форума и только еще больше запутаься, но только не здесь! Вот и я на старость лет собрал себе подобный сервер на E-MU 1010 PCIe в корпусе Thermaltake Element Q VL52021N2E - удалил шумный вентилятор блока питания, а Intel Celeron G440 закрыл пассивным TITAN TTC-NK95/HS, да на выдув на бок корпуса тишайший Noctua NF-R8 поставил и все хорошо... , но этот управляющий звуковой картой "PatchMix DSP" просто не поддается настройке в моих кривых старческих руках! Эту цифровую часть всем известных звуковых карт от Creative выбрал из соображения дешивизны, качества S/P DIF выхода и отсутствия "хвоста" на выходе по "коксу". Все это, с учетом наличия настоящего ASIO, перевесило отсутствие автомата частоты. Вот теперь надеюсь на то, что авторы моего любимого сайта в проекте "ПК АУДИОФИЛ III" остановятся на такой же плате и чайники вроде меня смогут прочесть пошаговую инструкцию по настройке микшера "PatchMix DSP" в режим "SEND" для самого качественного вывода цифры... Хотелось бы в этом проекте установить самый музыкальный (по мнению многих меломанов) программный плеер "Album Player".

С уважением и наилучшими пожеланиями!

 


 

Макс   10.05.2012

Очень классный сайт, побольше бы обновлений. Спасибо Вам за проделанную работу. С удовольствием слежу дальше.

 


 

Андрей Андреев   08.05.2012 

Добрый день!

Очень обрадовался, когда нашел Ваш сайт. Планирую собрать себе HTPC для вывода цифрового сигнала, только для AUDIO. Во многом буду опираться на Выши разработки и рекомендации (ПК АУДИОФИЛ III).

1. Считаю, что более целесообразно использовать платы, которые предназначены только для вывода цифрового сигнала, без аналоговой части на борту. Например : а. E-MU 1010 PCIe Audio Interface; б. Lynx AES16 - как я понимаю, почти безкомпромисное решение, жаль что выход только AES/EBU. В а. самое лучшее, на мой взгляд - это формат E-MU 1010 (одноканальный вывод) + качество AES16. Если таковые [платы] существуют - только для вывода, БЕЗ возможности создания, записи и редактирования музыки.

2. Хотелось бы также, чтобы в конфигурацию вошла специализированная плата для вывода цифры посредством USB-интерфейса (использование USB→S/P DIF конвертеров). Например, SOtM tX-USB или SOtM tX-USBexp (http://www.sotm-audio.com/products7.php).

С уважением, Андреев Андрей.

Андрей Андреев   08.05.2012

Еще раз добрый день!

Сегодня Вам уже писал, но хочу добавить еще "пару копеек":

1. Цитата: "Во-первых, он должен обладать всеми качествами цифрового источника АУДИОФИЛЬСКОГО уровня." - Хотелось бы, чтобы это осталось основным лейтмотивом построения "ПК АУДИОФИЛ III". Пусть он в качестве источника цифры будет близок к "бескомпромисному устройству".

2. Мне кажется, что могут быть рассмотрены компоненты, которые продаются не только на территории России. На сегодняшний день любой фанат хорошего звука имеет опыт покупок за границей. С нетерпением буду ждать продвижения проекта!

С уважением, Андреев Андрей.

  ПК Аудиофил III (начало)
Вопросы, предложения и комментарии посетителей сайта

IV. Наладка

IV.1. Настройка базовой системы ввода-вывода (BIOS), установка операционной системы и драйверов

1. После входа в программу настройки BIOS переходим к разделу Advanced.

Выбираем Chipset Configuration и для Onboard HD Audio, Onboard LAN и Good Night LED устанавливаем [Disabled].

2. Возвращаемся в раздел Advanced. Далее Storage Configuration Hard Disc S.M.A.R.T[Enabled], что соответствует настройке для используемого в нашем проекте твердотельного накопителя Kingston SSDNow,  который поддерживает эту технологию.  

3. Advanced Super IO Configuration COM1 Port [Disabled] и LPT1 Port [Disabled].

4. Advanced ACPI Configuration: здесь в строках PS/2 Keyboard Power On, PCI Devices Power On, Ring-In Power On и USB Mouse Power On выбираем позицию [Disabled].

5. Переходим в раздел Boot и в строках Full Screen Logo и Boot From Onboard LAN ставим [Disabled].

На этом настройка BIOS заканчивается. Надо только сохранить внесённые изменения: ExitSave Changes and Exit[Yes].

Устанавливаем операционную систему Windows 7 — для этого проекта достаточно версии «Домашняя расширенная». С диска, который поставляется вместе с системной платой ASRock AD2700B-ITX, инсталлируем нужные драйверы. Необходимо также установить драйвер звуковой карты Juli@ в соответствии с указаниями «Руководства пользователя».


IV.2. Сопряжение проигрывателя foobar2000 со звуковой картой Juli@ и проверка работоспособности аппарата

В качестве программного проигрывателя, как и в других проектах ПК Аудиофила, мы будем использовать foobar2000, который можно бесплатно скачать на официальном сайте. Помимо foobar2000 скачиваем также дополнительные компоненты  ASIO support 2.1.2 и WASAPI output support 3.0, размещая их в папке C:\Program Files\foobar2000\components.

1. Для того чтобы в дальнейшем можно было использовать какой-либо из двух дополнительных компонентов, указанных выше, проведём следующую настройку. В верхнем левом углу контрольной панели проигрывателя foobar2000 нажимаем File и выбираем Preferences. В появившемся окне «Preferences: Components» внизу справа нажимаем на кнопку Install… . Выделяем два компонента foo_out_asio и foo_out_wasapi (в папке C:\Program Files\foobar2000\components), нажимаем ОткрытьApplyOK.

В списке Installed components в окне «Preferences: Components» появятся ASIO support и WASAPI output support.

2. Отключаем функцию выравнивания громкости ReplayGain: ещё раз FilePreferencesPlayback.

В появившемся диалоговом окне «Preferences: Playback» выбираем [none] в двух строках Source mode и Processing, нажимаем Apply и OK.

3. Для подключения протокола ASIO при использовании цифровых выходов звуковой карты Juli@ поступаем следующим образом: FilePreferences → разворачиваем ветку Playback\Output → ASIO → справа в окне «Preferences: ASIO» нажимаем на кнопку Add New.

Появляется диалоговое окно «ASIO Channel Mapping Editor», в котором выделяем строку L: Juli@ 3/4, в колонке Mapping нажимаем на <none> и вместо этого значения устанавливаем значение Left, выбирая его из появившегося списка.

Таким же образом:

в строке R: Juli@ 3/4 вместо <none> ставим Right,

в строке L: Juli@ 1/2 вместо Left ставим <none> и

в строке R: Juli@ 1/2 вместо Right ставим <none>.

В результате диалоговое окно «ASIO Channel Mapping Editor» приобретает следующий вид:

Нажимаем OK. В окне «Preferences: ASIO» в группе Custom channel mapping должна появиться новая строка ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping

Внизу нажимаем Apply и OK.

4. FilePreferencesOutput. В группе Device разворачиваем возможные варианты коммутации выхода и убеждаемся, что в появившемся списке есть вариант [ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping], который мы только что создали.

Затем вместо [DS: первичный звуковой драйвер] выбираем то, что необходимо: ASIO или WASAPI. В данном случае, в качестве начального варианта, мы выбираем [WASAPI (push): Цифровое аудио (S/PDIF) (Juli@ Audio)], а в дальнейшем попробуем и ASIO ([ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping]) для сравнения звучания цифрового проигрывателя при использовании этих двух протоколов.

В окошке Output format выбираем [24-bit]ApplyOK.

5. Выбор используемого устройства воспроизведения в Windows: ПускПанель управленияЗвук. В диалоговом окне «Звук» выбираем в качестве устройства по умолчанию Цифровое аудио (S/PDIF) Juli@ Audio и отключаем Динамики Juli@ Audio.

Теперь можно проверить работоспособность аппарата. Вставляем в гнездо USB флэш-накопитель с  контрольным музыкальным файлом ВР и включаем проигрыватель на воспроизведение. Сразу отмечаем высокое качество звучания, хотя окончательную оценку давать ещё рано – надо провести оптимизацию ОС Windows 7.

Кстати, во время воспроизведения контрольная панель звуковой карты Juli@ выглядит таким образом:


IV.3. Оптимизация операционной системы Windows 7

Оптимизация ОС Windows 7 для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III» проводится таким же образом, как это было сделано ранее при наладке музыкального сервера «ПК Аудиофил II», за исключением нескольких изменений, связанных с использованием в этом проекте сенсорного мини-дисплея SoundGraph FingerVU 706. Поэтому направляем уважаемых посетителей нашего сайта на соответствующую страницу с подробным описанием оптимизации ОС и перечислим упомянутые выше изменения:

1. В п. 4. «Отключение неиспользуемых компонентов» отключение Компонентов для работы с мультимедиа не производится. Вместо этого необходимо поступить следующим образом:

раскрыть ветку Компоненты для работы с мультимедиа и снять флажки с трёх компонентов: DVD-студия Windows, Windows Media Center и Проигрыватель Windows Media.

2. В этом же п. 4 не отключается Компоненты планшетного ПК.

3. В п. 5. «Отключение служб Windows» не отключаются Служба ввода планшетного ПК (Tablet PC Input Service) и Темы (Themes).

В заключение подчеркнём, что настройка Windows 7 позволяет не только снизить энергопотребление аппарата и оптимизировать различные процессы, но, что самое важное, действительно улучшает качество звуковоспроизведения.


IV.4. Подключение сенсорного мини-дисплея SoundGraph FingerVU 706

Перед началом работы нужно ознакомиться с инструкцией по подключению дисплея. Краткой вариант инструкции (на английском и корейском языках) лежит в коробке с FingerVU 706, но для его настройки понадобится полное руководство пользователя (на русском языке), которое есть на установочном диске. Описание можно также скачать с сайта производителя SoundGraph.

Устанавливаем ПО дисплея. Мы рекомендуем воспользоваться последним вариантом ПО с сайта производителя. В начале установки на экране появится окно Setup Manager.

Нажимая на стрелку вверху справа, последовательно перебираем различные типы устройств, пока не появиться нужное нам Finger VU 706. Внизу снимаем флажки с HD Frame и Remote+ Server, которые не используются в нашем случае, и нажимаем INSTALL.

После установки, в конце которой из предложенных вариантов языка выбираем русский, рабочий стол приобретает следующий вид:

Круг внизу справа – это окно настройки дисплея (настройка iMON) и одновременно индикатор для информации о командах, вызываемых с пульта дистанционного управления.

Наводим курсор на этот круг и нажимаем правую кнопку мыши. Появляется меню, выбираем iMON Manager.

В окне Утилиты IMONЗапуск приложений. Из списка приложений выбираем foobar2000, нажимаем Применить и затем ОК.

Теперь надо собрать мини-дисплей. Сначала отвинчиваем два винта с накатанной головкой на задней стороне корпуса дисплея.

Затем этими же винтами привинчиваем подставку.

Подключаем дисплей к проигрывателю с помощью имеющегося в комплекте USB-кабеля. Устройство готово к использованию.

Отметим, что настройки iMON позволяют изменять функции кнопок пульта управления. В зависимости от потребностей и того, как выглядит интерфейс программного проигрывателя foobar2000, можно настроить кнопки пульта таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали необходимым для работы проигрывателя командам, а во-вторых, были удобны для использования.

Внешний вид интерфейса foobar2000, который был подготовлен для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III»:

Управление проигрывателем может производиться двумя способами: с использованием сенсорного экрана, если вы находитесь рядом с устройством, и дистанционно – с помощью небольшого пульта управления, входящего в комплект поставки. Дистанционное управление проигрывателем «ПК Аудиофил III» с использованием этого пульта оказалось достаточно удобным, во многом напоминая работу с пультом управления обычного проигрывателя компакт-дисков. А использование сенсорного экрана дополнительно расширяет возможности управления аппаратом.

 

V. Испытание цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III» (прослушивание)

Теперь, наконец-то, можно будет услышать, что же у нас получилось в результате проделанной работы. Как всегда, для безопасности, вспомнинаем о Предостережении.

Для прослушивания использовалась такая же аудиосистема, как и при испытании музыкального сервера «ПК Аудофил II». Звучание проигрывателя внимательно оценивалось во время нескольких сеансов в течение трёх дней при воспроизведении музыкальных произведений различных жанров. Цифровые звукозаписи были предварительно перенесены на флэш-накопитель в виде файлов FLAC  и WAV с разрядностью 24 бит и частотой дискретизации от 48 до 192 кГц. Напомним, что в аппарате сначала использовалась настройка WASAPI.

Признаемся, что звучание проигрывателя нас не поразило, потому что мы уже ожидали услышать высококачественный звук – и не ошиблись: то, что мы услышали,  заслуживает самых положительных характеристик. Среди них можно назвать хорошую детальность звуковоспроизведения, его музыкальность и отличную микродинамику. Хочется также отметить лёгкость, с которой цифровой проигрыватель выявлял индивидуальные особенности различных инструментов, в том числе, фортепиано,  контрабаса или перкуссии, которая не растворялись в общей музыкальной фактуре, а звучала как отдельный, явно очерченный инструмент. Незаметно для нас каждый сеанс прослушивания продолжался несколько часов, в течение которых мы получали большое удовольствие от музыки (а не только от качества звука), что позволяет говорить о высокой комфортности звучания.

После оценки звучания в режиме WASAPI мы изменили настройку и перешли к использованию протокола ASIO. Для этого:

в программном проигрывателе foobar2000 (FilePreferencesPlayback\Output) вместо [WASAPI (push): Цифровое аудио (S/PDIF) (Juli@ Audio)] устанавливается [ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping] (см. выше п. 4 раздела IV.2. «Сопряжение проигрывателя foobar2000 со звуковой картой Juli@ и проверка работоспособности аппарата»).

Кроме этого, оказалось, что для звуковой карты Juli@ при использовании протокола ASIO требуется бóльшая величина буфера по сравнению с WASAPI. Поэтому пришлось  увеличить величину Latency до 512 в регулировке, расположенной на контрольной панели карты:

Config  → Latency [512].

После внимательного прослушивания с настройкой ASIO и возврате, для сравнения, к настройке WASAPI, а затем снова обратно к ASIO, были отмечены незначительные различия в звучании цифрового проигрывателя. Звук с WASAPI был немного лучше в отношении общей слаженности (когерентности) и музыкальности звучания, а  настройка ASIO слегка превосходила первую в отношении глубины звуковой сцены и лучшей прорисовки образа каждого инструмента в ансамбле или оркестре.

Поэтому, исходя из результатов прослушивания, было бы затруднительно однозначно рекомендовать использование какого-либо одного протокола – WASAPI или ASIO – для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III». Можно только посоветовать уважаемым посетителям нашего сайта, которые соберут подобный аппарат, самим провести сравнение двух вариантов и выбрать для себя лучший, исходя, в том числе, из собственных предпочтений  и особенностей аудиосистемы в целом.

ПКА
ноябрь 2012

P.S. По секрету: в конце концов мы остановились на ASIO.


 

Дополнительный материал

Фильтры SOtM для музыкального сервера

Как известно, помехи в цепях питания музыкального сервера негативно влияют на качество звука, даже если выходной сигнал – цифровой, а не аналоговый. Помехи могут возникать, в частности, от работы электродвигателей в жёстких дисках и вентиляторах. Чтобы исключить эти помехи, лучше всего избавиться от электродвигателей, то есть от механических жёстких дисков, заменив их твердотельными, и от вентиляторов, используя пассивную систему охлаждения и безвентиляторный блок питания.

Однако не всегда это удаётся сделать. Твердотельные накопители достаточно дорогие, и если музыкальная коллекция насчитывает несколько сотен и более альбомов с высоким разрешением, то приходится использовать механические жёсткие диски, многие из которых, кстати, стали теперь малошумящими, и практически не греются...

Идея использовать фильтр SOtM появилась у меня в связи с модернизацией цифрового проигрыватея «ПК Аудиофил III», в котором я решил установить накопитель для музыкальных файлов и превратить, таким образом, проигрыватель в музыкальный сервер. Чтобы не ограничивать размер музыкальной коллекции из-за дороговизны твердотельного накопителя, был выбран механический жёсткий диск. И, соответственно, чтобы устранить влияние помех, возникающих из-за его работы, надо было воспользоваться фильтром...

С полным текстом дополнительного материала «Фильтры SOtM для музыкального сервера» можно ознакомиться здесь.

 


Дополнительный материал

Прикладная программа MonkeyMote 4 для дистанционного управления с помощью смартфона

Не так давно на нашем сайте было опубликовано описание прикладной программы FoobarCon для мобильных Android-устройств, которая позволяет осуществлять дистанционное управление музыкальным сервером, работающим с программным проигрывателем foobar2000.

Теперь настала очередь для ознакомления с аналогичной программой для смартфонов Apple. Из нескольких приложений, которые предназначены для работы с проигрывателем foobar2000 в ОС Windows 7, обращает на себя внимание MonkeyMote 4 – единственная из такого рода программ, которая предлагается в магазине App Store...

С полным текстом дополнительного материала «Прикладная программа MonkeyMote 4 для дистанционного управления с помощью смартфона» можно ознакомиться здесь.

 


Дополнительный материал

Доработка звуковой карты Juli@ и разъёмы ITC

С самого начала выпуска в 2004 году, звуковая карта ESI Juli@ приобрела большую популярность среди музыкантов, записывающих музыку в любительских студиях, и среди аудиофилов, использующих её для создания цифрового источников звука на базе ПК. Карта нашла применение даже в аудиоаппаратуре высокого класса канадской компании Bryston, установившей её (с доработками) в свои цифровые проигрыватели BDP-1 и BDP-2. В 2012 году была выпущена ещё одна версия звуковой карты для разъёма PCI Express – Juli@XTe. А в начале этого года ESI Juli@ была названа журналом The Absolute Sound (США) одной из лучших в категории «Музыкальные серверы».

С другой стороны, сразу же обнаружились и недостатки конструкции карты, которые побудили радиолюбителей в разных странах начать её доработку. Усовершенствования относились, в первую очередь, к улучшению схемы питания и выводу цифрового сигнала в обход переходного кабеля, который соединяется с Juli@ через разъём Mini-DIN-8. Во-первых, этот тип разъёма не очень подходит для передачи цифровых сигналов, а во-вторых, он всё время норовит выскочить из гнезда на карте. Энтузиастами были предложены различные варианты усовершенствования звуковой карты (см., например, [1], [2], [3], [4]).

Дело дошло до того, что фирма Casea HiFi из Чехии, специализирующаяся на модернизации различных аудиоустройств, наладила выпуск, специально для карты Juli@, платы Proxima Centauri с качественным тактовым генератором. При использовании этой платы на планку крепления звуковой карты устанавливаются один или два разъёма BNC: один предназначен для вывода цифрового звукового сигнала, а второй – выход тактового сигнала, который может использоваться для синхронизации ЦАПа или проигрывателя. Судя по приведённым данным, плата Proxima Centauri даёт ощутимый выигрыш в качестве звука.

Цифровая часть звуковой карты ESI Juli@ использовалась в нашем цифровом проигрывателе «ПК Аудиофил III»...

С полным текстом дополнительного материала «Доработка звуковой карты Juli@ и разъёмы ITC» можно ознакомиться здесь.

 

  

  ПК Аудиофил III (окончание)
   >  Вопросы, предложения и комментарии посетителей сайта

В последнее время всё большую популярность среди любителей высококачественного звука приобретают цифровые проигрыватели – источники звука для воспроизведения музыкальных цифровых записей, в первую очередь файлов высокого разрешения (ВР). Достаточно назвать аппараты таких известных фирм как Bryston (BDP-1), Linn (Akurate DS и др.) и Naim (NDX и др.). В отличие от музыкального сервера, в цифровом проигрывателе нет объёмного жёсткого диска для хранения большой коллекции цифровых записей, а используется USB флэш-накопитель или какой-либо другой внешний накопитель (жёсткий диск, NAS), на котором предварительно размещается музыкальный материал.

  >  ПК АУДИОФИЛ II (начало).
>  ПК АУДИОФИЛ II (окончание). Вопросы и ответы.

II.4. Выбор корпуса и блока питания

Так как многие корпуса выпускаются со встроенными блоками питания (БП), совместим в одном разделе выбор корпуса и выбор БП, хотя возможен вариант и отдельного приобретения этих комплектующих.

Основные требования к корпусу:

  • тип корпуса: корпус для мультимедийного ПК (HTPC);
  • типоразмер материнской платы: microATX;
  • возможность установки звуковой карты Infrasonic Quartet;
  • отсек для размещения одного жёсткого диска типоразмера 2,5 или 3,5 дюйма;
  • не менее двух разъёмов USB на лицевой панели;
  • большое количество вентиляционных отверстий.

Основные требования к блоку питания:

  • абсолютная бесшумность (безвентиляторный блок питания);
  • мощность не менее 100 Вт;
  • высокая стабильность выходных напряжений;
  • отсутствие наводок, которые могут вызвать помехи сигнала;
  • наличие средств защиты.

к разделу «Музыкальный сервер своими руками»

  >  ПК АУДИОФИЛ II (начало).
>  ПК АУДИОФИЛ II (продолжение).

V.6. Использование нетбука для дистанционного управления музыкальным сервером

Управление музыкальным сервером можно осуществлять различными способами. В обычном варианте используется монитор и мышь. В предыдущем проекте ПК Аудиофила вместо мыши мы использовали тачпад, а монитором служила телевизионная панель. В этот раз сделаем управление более удобным с помощью нетбука, соединяемого с музыкальным сервером через сетевое подключение. Соединение может быть как беспроводным через Wi-Fi, так и проводным.

  >  ПК АУДИОФИЛ II (продолжение).
>  ПК АУДИОФИЛ II (окончание). Вопросы и ответы.

В связи с пожеланиями, высказанными посетителями нашего сайта, и в соответствии с планами, о которых мы говорили раньше, ПК Аудиофил начал новый проект по созданию недорогого музыкального сервера «ПК Аудиофил II».

Основываясь на нашем опыте и результатах других подобных разработок, мы можем с уверенностью сказать, что создание музыкального сервера, который, с одной стороны, будет обладать всеми качествами цифрового источника аудиофильского уровня, а с другой, будет сравнительно недорогим, вполне возможно.

Кто-то может спросить: а что значит недорогой музыкальный сервер? Ответим так: имеющий такую комплектацию, стоимость которой будет минимальной при условии, что эта комплектация позволит достичь максимально точного звуковоспроизведения.

  >  Часть 1, 2
>  Вопросы и комментарии посетителей сайта

Часть 3. Настройка

После того, как готово «железо», приступаем к установке и оптимизации программного обеспечения. Музыкальный сервер «ПК Аудиофил» работает под управлением операционной системы Windows XP, которая в течение ряда лет проявила себя с положительной стороны, в том числе при работе с различными приложениями, предназначенными для воспроизведения музыки. Для загрузки ПО используется оптический привод, установленный в музыкальном сервере.

Существуют различные способы и последовательности оптимизации программного обеспечения для различных целей использования. Мы бы рекомендовали следующий порядок действий, который позволяет достичь высокого качества воспроизведения звуковых файлов ВР в сочетании с минимальными энергозатратами для обеспечения такого теплового режима, который необходим для бесшумной работы музыкального сервера без вентиляторного охлаждения.

Вверх