цифровые технологии и качественный звук

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Плеер

Корейская фирма Astell&Kern, известный производитель цифровых аудиоплееров, выпускает красивые и удобные устройства. Кому как, а мне их минималистский дизайн с хорошей эргономикой всегда нравился. Такие плееры приятно держать в руке и ими легко управлять.

Одна из последних моделей Astell&Kern, A&norma SR15, имеет оригинальный дизайн со скошенными краями, и когда плеер лежит в правой руке, получается, что «косой» экран направлен прямо на пользователя. Немного необычно с первого взгляда, но удобно. Плеер небольшой, относительно других, более дорогих моделей Astell&Kern, и не тяжёлый – весит всего 154 г. Однако в этом миниатюрном корпусе тёмно-серого цвета c перламутровым отливом заключена серьёзная сила.

Наименование
  Цифровой аудиоплеер A&norma
  SR15
Производитель
  Astell&Kern, Республика Корея
Официальный дистрибьютор
в России
  Группа компаний «BLADE»
Цена
  54 990 р.

Во-первых, SR15 – устройство, по всем параметрам отвечающее уровню аудио высокого разрешения. С поддержкой файлов высокого разрешения (ВР) ИКМ и DSD, отличными показателями по соотношению сигнал-шум, разделению каналов и по другим характеристикам плеер превосходит многие аналогичные устройства.

Во-вторых, работу плеера обеспечивает 4-ядерный процессор. Это даёт преимущество (по сравнению с одно- и двухъядерными) в более гибком распределении нагрузки для одновременного выполнения различных задач, что не только обеспечивает поддержку многих функций, но и освобождает ресурсы процессора для главного – воспроизведения.

В-третьих, обладая приличной выходной мощностью, плеер может «раскачать» практически любые наушники, не снижая качества звучания и напора баса. Далее мы убедимся, что даже изодинамические (планарно-магнитные) наушники вполне  подойдут для работы с SR15.

В-четвёртых, перечень функций плеера столь разнообразный и обширный, что не все стационарные аппараты могут сравниться с этим переносным устройством.

При габаритах 100 × 58 × 16 мм плеер хорошо умещается даже в женской руке. Боковые грани корпуса выполнены из алюминия, сенсорный дисплей размером 3,3 дюйма имеет разрешение 800 х 480 пикс.

На левой грани расположены три кнопки управления: воспроизведение-пауза и переход от одной композиции к другой (вперёд и назад). Ниже – гнездо для карты microSD. Максимальный объём дополнительной карты – 400 ГБ, а объём встроенной памяти – 64 ГБ. Неплохо для переносного устройства, даже если использовать большие файлы ВР.

На верхней боковой грани расположены выходы: несимметричный (небалансный) TRS 3,5 мм и симметричный (балансный)  TRRS 2,5 мм. Справа от них – кнопка выключения. В верхней части правой грани – колёсико регулятора громкости.

Плеер построен по схеме «двойное моно». Для этого использованы две высококачественные ИС ЦАП CS43198 от Cirrus Logic. Эта микросхема входит в особый класс MasterHIFI фирмы-производителя и предназначена для применения в портативной технике высшего уровня. Среди достоинств CS43130 ­– низкое энергопотребление (26 мВт), что значительно ниже, чем у других конвертерных чипов  той же категории, хорошие показатели по шумам, искажениям и переходному затуханию. Поскольку каждая ИС имеет два параллельных ЦАПа, то в схеме двойного моно обеспечивается как несимметричный, так и симметричный выход.

Плеер может проигрывать файлы 12 различных форматов, в том числе, FLAC, WAV, DFF, DSF и MQA. Причём при воспроизведении файлов ИКМ до 192 кГц/24 бит и DSD64 цифроаналоговое преобразование происходит «бит в бит», а при работе с более высокими частотами дискретизации производится их предварительное конвертирование: сигналы 384/32 переводятся в 192/24, а DXD и DSD128 – в 174/24.

Фирма Astell&Kern выпускает высококачественные плееры уже шесть лет. За это время они тщательно отработали средства управления. У SR15 применён такой же интерфейс, как и у старшей модели A&ultima SP1000: то же высокий уровень удобства, интуитивность выбора, небольшая глубина последовательности окон для настройки. Как и положено, некоторые функции управления дублированы – можно управлять с помощью кнопок и колёсика регулятора громкости или через касание сенсорного экрана. При выключенном экране все, что надо, остаётся доступным: регулировка громкости,  воспроизведение-пауза и переход от одной композиции к другой. Экран автоматически выключается, если не производится никаких действий, причём время задержки регулируется в настройках (по умолчанию установлена 1 минута). Кстати, если плеер не используется, то питание полностью отключится через несколько минут. Это время также можно установить по своему усмотрению.

В целом, настройки – разнообразные, но, в то же время, нет ничего лишнего.  Можно, например, выбрать значки/функции для панели уведомлений, включить и настроить эквалайзер и т.п.

Заряда аккумулятора хватает на 10 часов непрерывной работы. Время зарядки от компьютера около 8 часов, а от зарядного устройства – 4,5.

Плеер может работать с беспроводными наушниками по Bluetooth, причём с использованием высококачественного кодека aptX HD, поддерживающего передачу сигналов 48 кГц/24 бит.   Кроме этого, есть возможность подключения по Wi-Fi. Оно может использоваться для соединения с другими устройствами Astell&Kern, например, с автономной акустической системой T1.

Кроме воспроизведения музыки это небольшое устройство SR15 , может ещё многое: - работать в качестве внешнего ЦАПа при подключении к компьютеру по USB;

•  быть цифровым транспортом при подключении к другому внешнему ЦАПу тоже по USB;

•  выступать в роли источника звука для домашней аудиосистемы – по проводному или беспроводному соединению;

•  служить фонотекой для потоковой передачи на другое устройство;

•  копировать компакт-диски (совместно с устройством Astell&Kern CD-RIPPER);

•  воспроизводить музыку при подключении к  сервисам потоковой трансляции, в том числе, к Tidal, который передаёт музыку с ВР (к сожалению, в России этот сервис пока недоступен).

Перечень реализуемых функций действительно впечатляет.

Отмечу, что, хотя A&norma SR15 относится к начальному уровню плееров Astell&Kern, он сумел получить несколько престижных наград. Среди них – премии iF Design Award 2019 (ФРГ) и Visual Grand Prix 2019 (Япония).

Звук

После рассказа о различных способностях плеера самое время попробовать, на что он способен с точки зрения выполнения главной работы – воспроизведения музыки. Для начала я опробовал его с разными наушниками: Audio-Technica ATH-W1000Z, HIFIMAN Sundara и Sony MDR-7520. Все они играли хорошо, но, конечно, по-разному. Естественно, для каждой пары наушников подходил разный уровень громкости. Для самых чувствительных из этих трёх, наушников Sony, громкость была на уровне 95 делений (из полной шкалы регулировки громкости в 150 делений), для ATH-W1000Z нормальная громкость была в районе 110, а для планарно-магнитных HIFIMAN Sundara – около 120. То есть даже самые «тугие» изодинамические Sundara спокойно раскачивались плеером SR15, да ещё с запасом по громкости. При разумном превышении громкости я не заметил каких-либо искажений ни у одних из наушников. Кстати, никакого шума тоже не было слышно.

Для оценки качества работы плеера я в основном использовал HIFIMAN Sundara – их звучание с SR15 понравилось мне больше других. Наушники Sony выделялись более громкими низкими частотами, что подошло бы любителям музыкальных жанров с выраженным басом. Кстати, с помощью эквалайзера можно поднять бас и у других наушников, если это потребуется. Более подробно о сравнении HIFIMAN Sundara с Audio-Technica ATH-W1000Z можно прочитать во второй части этой статьи.

Прослушивалась музыка разных жанров, форматов и разрешения. При выборе тестовых записей как всегда предпочтение отдавалось композициям, которые были действительно записями ВР, а не «переделанными» из стандартного разрешения. Плеер Astell&Kern SR15 в паре с наушниками HIFIMAN Sundara отлично «исполнял» разнообразную музыку: от классической и джаза до рока и электронной. Можно сказать, что по всем параметрам, которые обычно рассматриваются при аудиофильской оценке качества звука, они получили высокие баллы.

Например,  песня Long Walk Home в исполнении Барб Джангр (Barb Jung) с её альбома Shelter From The Storm (FLAC9624, Linn Records, 2016) звучала очень музыкально. В воспроизведении отсутствовала зернистость высоких, какая-либо окраска среднечастотного диапазона или преувеличенность баса. Перкуссия во второй части песни не растворялась в общей музыкальной фактуре, а звучала в левом канале точно, как отдельный инструмент. Казалось, ни одна музыкальная деталь произведения не утеряна, и в то же время я не заметил никаких погрешностей звучания в виде добавления артефактов или искажения тембра инструментов.

Было проведено сравнение звучания файлов ИКМ и DSD с идентичным музыкальным материалом. Звук большого концертного рояля Steinway D-274 на записи произведений И. С. Баха в исполнении Томаса Гюнтера (Thomas Günther) с альбома Johann Sebastian Bach als Europäer (Cybele Records, 2015) был так же хорош при прослушивании файла FLAC9624, как и в варианте DSD64.

Как я уже упоминал, плеер SR15 справляется с воспроизведением форматов DXD и DSD128. Я проверил это на записях ансамбля Hoff Ensemble, сделанными на известной среди аудиофилов норвежской студии 2L (альбом Quiet Winter Night, 2012). В разных форматах – DXD (352,8 кГц/24 бит), DSD64 (5,6 МГц) и DSD128 (2xDSD, 11,3 МГц) – звучание было очень хорошим, и трудно сказать, какой вариант лучше. Никаких щелчков при смене формата записи или в начале воспроизведения файлов DSD не было.

Далее я проверил, как A&norma SR15 работает в качестве внешнего ЦАПа при подключении к компьютеру. Использовался ПК с ОС Windows 10 и программным проигрывателем foobar2000. В этом случае в настройках плеера надо было выбрать Режим USB > Вход DAC, а в настройках foobar’а – Preferences > Output > Device > DS: Динамики (SR15).  Драйвер на компьютер установился автоматически.

В результате прослушивания выяснилось, что качество звука слегка ухудшилось. В частности, звуковая сцена немного сжалась, как-то «обмякли» низы и «сникли» высокие, хотя эти изменения были незначительными. Вывод такой: конечно, можно слушать и с компьютера, но лучше, на мой взгляд, предварительно перенести файлы на встроенную или внешнюю память и слушать уже с плеера. Хотя, возможно, с другим ПК картина может быть иной.

Поскольку плеер может работать с домашней аудиосистемой как источник, то это тоже надо было оценить. Тем более что SR15 выдаёт на выходе сигнал, достаточный для работы с усилителем (выходное напряжение до 2 В на несимметричном выходе и до 4 В – на симметричном). В настройках можно предварительно включить «Линейный выход» и выбрать уровень от 0,7 В до 2 В. Подключив выход плеера к усилителю через переходник TRS 3,5 мм – 2 x RCA, я снова проиграл те же файлы через хорошую домашнюю аудиосистему. Результат – положительный. Особенно меня порадовало правильное воспроизведение низких частот. В композиции Afrodiziak европейского коллектива KhaliféSchumacherTristano (Bachar Khalifé, Francesco Tristano, Pascal Schumacher) с одноимённого альбома 2015 года (FLAC8824, MPS Records) бас звучал точно и мощно. Это ещё раз подтверждало наличие хорошего усилителя в плеере SR15.

Добавлю, что раньше мне приходилось слушать более дорогие модели Astell&Kern с домашними аудиосистемами, и они звучали очень хорошо. Оказывается, и модель начального уровня тоже может с успехом работать как источник для аудиосистемы hi-fi.

А если у кого-нибудь есть ЦАП с входом USB, поддерживающим спецификацию OTG (такие преобразователи выпускают, например, компании Aune, JAVS, S.M.S.L и др.), то вот вам способ создания полноценной аудиосистемы с высококачественным цифровым источником.

Плеер SR15 можно подключить также к портативному ЦАПу с поддержкой OTG, которых сейчас выпускается немало. Но, по моему мнению, использование отдельного переносного ЦАПа вместе с любым плеером Astell&Kern вряд ли целесообразно, принимая во внимание высокое качество их собственных встроенных усилителей. Исключением могут быть, наверное,  только специфические портативные ЦАПы Shure KSE1500 и STAX SRM-D10 для электростатических наушников.

А есть ли недостатки у плеера SR15? Честно говоря, я их не обнаружил. Конечно, от любого устройства можно желать чего-нибудь лучшего или большего (например, увеличения объёма памяти и т.п.), и этот плеер – не исключение. Всегда можно что-то улучшить, где-то прибавить, но, согласитесь, что  тогда и габариты могут вырасти, и цена ­– увеличится…

Наушники

 

Компания HIFIMAN хорошо известна своими качественными изодинамическими  наушниками. Первые такие наушники HE-5 были выпущены ими в 2009 году, а сейчас компания выпускает 16 изодинамических моделей и ещё две электростатических, не говоря о наушниках других типов, портативных плеерах и иной аудиотехнике. Штаб-квартира  HIFIMAN  в 2011 году была переведена из США в Китай, где сейчас осуществляются разработки и производство.

Наименование
  Наушники Sundara
Производитель
  HIFIMAN, КНР
Официальный дистрибьютор
в России
  Группа компаний «BLADE»
Цена
  40 990 р.

Sundara, что в переводе с санскрита на русский означает прекрасный, – это название одной из последних моделей, которая хотя и входит в высшую, референсную линейку продукции компании, но в то же время имеет вполне доступную цену.

В наушниках HIFIMAN Sundara использована новейшая разработка компании – сверхтонкая и лёгкая плёночная мембрана NsD (NEO “supernano” Diaphragm). Новая мембрана на 80% тоньше, чем та, что применялась в предыдущих моделях HIFIMAN: её толщина – от 1 до 2 микрон. Это дало возможность сократить время отклика и сделать наушники более чувствительными при невысоком импедансе. Поэтому, в отличие от большинства изодинамических наушников, Sundara можно использовать не только со стационарными усилителями, но и с хорошими портативными плеерами, в чём можно было убедиться на примере Astell&Kern A&norma SR15.

С первого взгляда их механическая конструкция кажется несколько упрощённой по сравнению с другими, более дорогими моделями HIFIMAN. Отсутствует, например, поворотный шарнир крепления чашки и оголовья. Однако на практике оказалось, что наушники сидят удобно, и чашки равномерно прилегают к голове благодаря их большому размеру и мягкому материалу амбушюр. Амбушюры покрыты качественной искусственной кожей, а та часть, которая прилегает к голове – специальной мягкой пористой тканью, что обеспечивает высокий комфорт при длительном прослушивании.

Кроме этого, как в большинстве наушников HIFIMAN, амбушюры имеют скошенную к передней части форму: их толщина спереди меньше, чем сзади на 9 мм. Такая форма амбушюр выбрана не случайно – она позволяет установить излучатель в нужном направлении, почти параллельно плоскости ушной раковины. Амбушюры – съёмные, крепятся на четырёх пластиковых защёлках.

Оголовье наушников Sundara – традиционной для HIFIMAN двойной конструкции: под металлическим ободом имеется лента из искусственной кожи, которая охватывает голову и обеспечивает точное расположение чашек относительно ушей по высоте.  Производитель указывает также на то, что эта лента помогает равномерному распределению веса наушников. Регулировка размера оголовья – достаточно тугая, со ступенчатой фиксацией положения.

В результате оказалось, что отсутствие поворотных шарниров, отработанная форма амбушюров, наличие кожаной ленты оголовья и его точная фиксация приводят к тому, что наушники сидят как влитые. Кстати, подобная конструкция без поворотных шарниров вполне оправдала себя и появилась также в более дорогих наушниках HIFIMAN – Ananda, HE6se и Jade II.

Кабель, которым комплектуются наушники Sundara, – лёгкий, гибкий и не запутывается, так как покрыт оболочкой из особого пластика. Длина его – 1,5 м, разъём подключения к усилителю – угловой мини-джек 3,3 мм (есть переходник на 6,3 мм). Всем этим производитель как бы указывает на то, что наушники могут использоваться не только с домашними стационарными усилителями, но и  переносными портативными устройствами. Конечно, никто не мешает приобрести более длинный или балансный кабель, и таких HIFIMAN выпускает много. Подключение к наушникам – двухстороннее.  Со стороны чашек на кабеле установлен тоже мини-джек 3,3 мм с обозначением левого и правого каналов. Разъём обеспечивает плотное и надёжное соединение.

Технические характеристики наушников HIFIMAN Sundara

Тип

Изодинамические (планарно-магнитные), открытые

Диапазон воспроизводимых частот

6 Гц - 75 кГц

Импеданс

37 Ом

Чувствительность

94 дБ/мВт

Масса

372 г

 

Звук

Наушники Sundara хорошо передают ощущение пространства, когда все кажущиеся источники звука сконцентрированы не только внутри головы, а располагаются по бокам, спереди (немного выше уровня глаз) или даже сзади. При наличии качественной звукозаписи (не говоря уже о бинауральной) и хорошего усилителя может создаваться иллюзия расположения слушателя внутри оркестра или ансамбля, или непосредственно перед ними, в зависимости от замысла звукорежиссёра.

При прослушивании композиции Stank с альбома Explorations In Space And Time (Haddad, Sherman & White, FLAC17424, бинауральная запись, Chesky Records, 2011) различные ударные инструменты и перкуссия возникали с разных сторон и в разном удалении от слушателя, хорошо ощущался объём помещения. Отмечу отличную микродинамику и большой динамический диапазон звучания. Положительно также и то, что ритм с влиянием восточных мотивов постепенно вовлекал всё больше, не оставляя слушателя равнодушным.

Конечно, не только бинауральные записи должны хорошо звучать в качественных наушниках. Высокая точность пространственного впечатления проявлялась, например, при прослушивании «Рождественской оратории» И.С. Баха в исполнении ансамбля из Шотландии Dunedin Consort (альбом J.S. Bach – Christmas Oratorio, FLAC19224, Linn Records, 2016). При воспроизведении записи мотета Freut euch und jubiliert  расположение каждого из вокалистов можно было с большой точностью определить по направлению и расстоянию от слушателя, и поэтому каждый голос был явственно слышан. При этом даже общее звучание ансамбля не затушёвывало восприятие отдельных вокальных партий в многоголосии.

Натуральность звучания фортепиано и контрабаса на записи Mujaka в исполнении The Latin Jazz Trio (альбом The Latin Jazz Trio, FLAC9624, AIX Records, 2002) тоже произвела положительное впечатление. А безукоризненность, с которой воспроизводился звук перкуссии, не оставляла вопросов относительно разрешающей способности наушников.

Отмечу, что наушникам Sundara требуется небольшой «прогрев»: они «вошли в форму» только после трёх дней интенсивного прослушивания – улучшилось представление звуковой сцены, а высокие стали звучать прекрасно.

Сравнение HIFIMAN Sundara с наушниками Audio-Technica ATH-W1000Z

Было интересно сравнить, как звучат изодинамические наушники открытого типа Sundara по сравнению с закрытыми динамическими Audio-Technica ATH-W1000Z, которые были у меня в это же время. Обе модели могут быть отнесены приблизительно к одному классу в иерархии наушников каждого производителя и к одному ценовому диапазону.

Для подобного сравнения удобно пользоваться треками альбома The Ultimate Headphone Demonstration Disc (FLAC19224, 2014) фирмы Chesky Records с бинауральными записями ВР, который специально предназначен для тестирования наушников. Очень важно, по моему мнению, что эти записи изначально выполнены с высоким разрешением и без применения каких-либо студийных «улучшайзеров».

На треке № 20 записаны звуки барабана и колокольчика, которые производятся музыкантом, двигающимся вокруг микрофона. Очень полезная запись для оценки стереокартины и пространственного впечатления. Обе пары наушников хорошо передавали пространство и движение источника звука, но были и отличия. В ATH-W1000Z музыкант как бы двигался по окружности с бóльшим радиусом, больше был кажущийся объём помещения и его воздушность. По-разному проявляли себя наушники при движении музыканта справа налево впереди слушателя:  звук в наушниках Sundara располагался впереди немного выше уровня глаз слушателя, тогда как в других наушниках звук перемещался над головой.

В связи с последним различием я оценил возможность наушников к передаче высоты источника звука, когда тот движется снизу вверх перед микрофоном или сбоку от него (треки № 21-34). Не могу сказать, что наушники Sundara абсолютно точно передавали изменение высоты источника звука, особенно когда он располагался спереди микрофона, но они всё-таки делали это лучше.

При сравнении звучания при воспроизведении песни Don’t You в исполнении певицы Эмбер Рубарт (Amber Rubarth, трек № 2) оказалось, что певица и её ансамбль находятся как бы ближе к слушателю при использовании наушников ATH-W1000Z. Вообще, мне показалось, что эти наушники делают небольшой акцент на среднечастотный диапазон.

В целом, и те, и другие наушники звучали очень хорошо, но мне больше понравилось слушать музыку с Sundara. Хотя различия в звучании двух наушников не были существенными, но они всё-таки были. А ведь смысл и выразительность самой музыки подчас заключается в мельчайших деталях авторской мысли и нюансах исполнения. И задача наушников, как и любой высококачественной аудиосистемы, передавать все тонкости музыки, чтобы слушатель смог в полной мере ощутить её красоту.

 

Заключение

Цифровой аудиоплеер Astell&Kern A&norma SR15 и наушники HIFIMAN Sundara принадлежат к той группе товаров именитых производителей, которые не являются самыми дорогостоящими и «навороченными» по сравнению со своими собратьями. Но посмотрите, чтó эти устройства могут предложить любителю персонального аудио:

•  плеер – отличный звук, прекрасная функциональность и совместимость с большинством наушников;

•  наушники – отличный звук, как достойная реализация изодинамической конструкции, совместимость с большинством источников звука.

Причём всё это можно получить за разумные деньги.

Известно, что в мире высококлассной аудиотехники действует правило, что даже при небольшом улучшении качества звука цена может вырасти значительно. В случае с этим плеером и наушниками – всё несколько иначе: приобретая такие аудиоустройства, по отдельности или вместе, можно получить двойной положительный эффект – качество и доступность.

А. Агеев
март 2019

 

Сайт «ПК Аудиофил» благодарит компании Astell&Kern и HIFIMAN за предоставленные для тестирования устройства.

Описание Astell&Kern A&norma SR15 на сайте astellnkern.ru (на рус. яз.) и на сайте www.astellnkern.com (на англ. яз.).

Описание HIFIMAN Sundara на сайте hifiman.ru (на рус. яз.) и на сайте hifiman.com (на англ. яз.).

 

Фотогалерея

 

Вверх