> ПК Аудиофил III (начало) > Вопросы, предложения и комментарии посетителей сайта |
IV. Наладка
IV.1. Настройка базовой системы ввода-вывода (BIOS), установка операционной системы и драйверов
1. После входа в программу настройки BIOS переходим к разделу Advanced.
Выбираем Chipset Configuration и для Onboard HD Audio, Onboard LAN и Good Night LED устанавливаем [Disabled].
2. Возвращаемся в раздел Advanced. Далее Storage Configuration → Hard Disc S.M.A.R.T → [Enabled], что соответствует настройке для используемого в нашем проекте твердотельного накопителя Kingston SSDNow, который поддерживает эту технологию.
3. Advanced → Super IO Configuration → COM1 Port → [Disabled] и LPT1 Port → [Disabled].
4. Advanced → ACPI Configuration: здесь в строках PS/2 Keyboard Power On, PCI Devices Power On, Ring-In Power On и USB Mouse Power On выбираем позицию [Disabled].
5. Переходим в раздел Boot и в строках Full Screen Logo и Boot From Onboard LAN ставим [Disabled].
На этом настройка BIOS заканчивается. Надо только сохранить внесённые изменения: Exit → Save Changes and Exit → [Yes].
Устанавливаем операционную систему Windows 7 — для этого проекта достаточно версии «Домашняя расширенная». С диска, который поставляется вместе с системной платой ASRock AD2700B-ITX, инсталлируем нужные драйверы. Необходимо также установить драйвер звуковой карты Juli@ в соответствии с указаниями «Руководства пользователя».
IV.2. Сопряжение проигрывателя foobar2000 со звуковой картой Juli@ и проверка работоспособности аппарата
В качестве программного проигрывателя, как и в других проектах ПК Аудиофила, мы будем использовать foobar2000, который можно бесплатно скачать на официальном сайте. Помимо foobar2000 скачиваем также дополнительные компоненты ASIO support 2.1.2 и WASAPI output support 3.0, размещая их в папке C:\Program Files\foobar2000\components.
1. Для того чтобы в дальнейшем можно было использовать какой-либо из двух дополнительных компонентов, указанных выше, проведём следующую настройку. В верхнем левом углу контрольной панели проигрывателя foobar2000 нажимаем File и выбираем Preferences. В появившемся окне «Preferences: Components» внизу справа нажимаем на кнопку Install… . Выделяем два компонента foo_out_asio и foo_out_wasapi (в папке C:\Program Files\foobar2000\components), нажимаем Открыть → Apply → OK.
В списке Installed components в окне «Preferences: Components» появятся ASIO support и WASAPI output support.
2. Отключаем функцию выравнивания громкости ReplayGain: ещё раз File → Preferences → Playback.
В появившемся диалоговом окне «Preferences: Playback» выбираем [none] в двух строках Source mode и Processing, нажимаем Apply и OK.
3. Для подключения протокола ASIO при использовании цифровых выходов звуковой карты Juli@ поступаем следующим образом: File → Preferences → разворачиваем ветку Playback\Output → ASIO → справа в окне «Preferences: ASIO» нажимаем на кнопку Add New.
Появляется диалоговое окно «ASIO Channel Mapping Editor», в котором выделяем строку L: Juli@ 3/4, в колонке Mapping нажимаем на <none> и вместо этого значения устанавливаем значение Left, выбирая его из появившегося списка.
Таким же образом:
в строке R: Juli@ 3/4 вместо <none> ставим Right,
в строке L: Juli@ 1/2 вместо Left ставим <none> и
в строке R: Juli@ 1/2 вместо Right ставим <none>.
В результате диалоговое окно «ASIO Channel Mapping Editor» приобретает следующий вид:
Нажимаем OK. В окне «Preferences: ASIO» в группе Custom channel mapping должна появиться новая строка ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping.
Внизу нажимаем Apply и OK.
4. File → Preferences → Output. В группе Device разворачиваем возможные варианты коммутации выхода и убеждаемся, что в появившемся списке есть вариант [ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping], который мы только что создали.
Затем вместо [DS: первичный звуковой драйвер] выбираем то, что необходимо: ASIO или WASAPI. В данном случае, в качестве начального варианта, мы выбираем [WASAPI (push): Цифровое аудио (S/PDIF) (Juli@ Audio)], а в дальнейшем попробуем и ASIO ([ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping]) для сравнения звучания цифрового проигрывателя при использовании этих двух протоколов.
В окошке Output format выбираем [24-bit] → Apply → OK.
5. Выбор используемого устройства воспроизведения в Windows: Пуск → Панель управления → Звук. В диалоговом окне «Звук» выбираем в качестве устройства по умолчанию Цифровое аудио (S/PDIF) Juli@ Audio и отключаем Динамики Juli@ Audio.
Теперь можно проверить работоспособность аппарата. Вставляем в гнездо USB флэш-накопитель с контрольным музыкальным файлом ВР и включаем проигрыватель на воспроизведение. Сразу отмечаем высокое качество звучания, хотя окончательную оценку давать ещё рано – надо провести оптимизацию ОС Windows 7.
Кстати, во время воспроизведения контрольная панель звуковой карты Juli@ выглядит таким образом:
IV.3. Оптимизация операционной системы Windows 7
Оптимизация ОС Windows 7 для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III» проводится таким же образом, как это было сделано ранее при наладке музыкального сервера «ПК Аудиофил II», за исключением нескольких изменений, связанных с использованием в этом проекте сенсорного мини-дисплея SoundGraph FingerVU 706. Поэтому направляем уважаемых посетителей нашего сайта на соответствующую страницу с подробным описанием оптимизации ОС и перечислим упомянутые выше изменения:
1. В п. 4. «Отключение неиспользуемых компонентов» отключение Компонентов для работы с мультимедиа не производится. Вместо этого необходимо поступить следующим образом:
раскрыть ветку Компоненты для работы с мультимедиа и снять флажки с трёх компонентов: DVD-студия Windows, Windows Media Center и Проигрыватель Windows Media.
2. В этом же п. 4 не отключается Компоненты планшетного ПК.
3. В п. 5. «Отключение служб Windows» не отключаются Служба ввода планшетного ПК (Tablet PC Input Service) и Темы (Themes).
В заключение подчеркнём, что настройка Windows 7 позволяет не только снизить энергопотребление аппарата и оптимизировать различные процессы, но, что самое важное, действительно улучшает качество звуковоспроизведения.
IV.4. Подключение сенсорного мини-дисплея SoundGraph FingerVU 706
Перед началом работы нужно ознакомиться с инструкцией по подключению дисплея. Краткой вариант инструкции (на английском и корейском языках) лежит в коробке с FingerVU 706, но для его настройки понадобится полное руководство пользователя (на русском языке), которое есть на установочном диске. Описание можно также скачать с сайта производителя SoundGraph.
Устанавливаем ПО дисплея. Мы рекомендуем воспользоваться последним вариантом ПО с сайта производителя. В начале установки на экране появится окно Setup Manager.
Нажимая на стрелку вверху справа, последовательно перебираем различные типы устройств, пока не появиться нужное нам Finger VU 706. Внизу снимаем флажки с HD Frame и Remote+ Server, которые не используются в нашем случае, и нажимаем INSTALL.
После установки, в конце которой из предложенных вариантов языка выбираем русский, рабочий стол приобретает следующий вид:
Круг внизу справа – это окно настройки дисплея (настройка iMON) и одновременно индикатор для информации о командах, вызываемых с пульта дистанционного управления.
Наводим курсор на этот круг и нажимаем правую кнопку мыши. Появляется меню, выбираем iMON Manager.
В окне Утилиты IMON → Запуск приложений. Из списка приложений выбираем foobar2000, нажимаем Применить и затем ОК.
Теперь надо собрать мини-дисплей. Сначала отвинчиваем два винта с накатанной головкой на задней стороне корпуса дисплея.
Затем этими же винтами привинчиваем подставку.
Подключаем дисплей к проигрывателю с помощью имеющегося в комплекте USB-кабеля. Устройство готово к использованию.
Отметим, что настройки iMON позволяют изменять функции кнопок пульта управления. В зависимости от потребностей и того, как выглядит интерфейс программного проигрывателя foobar2000, можно настроить кнопки пульта таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали необходимым для работы проигрывателя командам, а во-вторых, были удобны для использования.
Внешний вид интерфейса foobar2000, который был подготовлен для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III»:
Управление проигрывателем может производиться двумя способами: с использованием сенсорного экрана, если вы находитесь рядом с устройством, и дистанционно – с помощью небольшого пульта управления, входящего в комплект поставки. Дистанционное управление проигрывателем «ПК Аудиофил III» с использованием этого пульта оказалось достаточно удобным, во многом напоминая работу с пультом управления обычного проигрывателя компакт-дисков. А использование сенсорного экрана дополнительно расширяет возможности управления аппаратом.
V. Испытание цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III» (прослушивание)
Теперь, наконец-то, можно будет услышать, что же у нас получилось в результате проделанной работы. Как всегда, для безопасности, вспомнинаем о Предостережении.
Для прослушивания использовалась такая же аудиосистема, как и при испытании музыкального сервера «ПК Аудофил II». Звучание проигрывателя внимательно оценивалось во время нескольких сеансов в течение трёх дней при воспроизведении музыкальных произведений различных жанров. Цифровые звукозаписи были предварительно перенесены на флэш-накопитель в виде файлов FLAC и WAV с разрядностью 24 бит и частотой дискретизации от 48 до 192 кГц. Напомним, что в аппарате сначала использовалась настройка WASAPI.
Признаемся, что звучание проигрывателя нас не поразило, потому что мы уже ожидали услышать высококачественный звук – и не ошиблись: то, что мы услышали, заслуживает самых положительных характеристик. Среди них можно назвать хорошую детальность звуковоспроизведения, его музыкальность и отличную микродинамику. Хочется также отметить лёгкость, с которой цифровой проигрыватель выявлял индивидуальные особенности различных инструментов, в том числе, фортепиано, контрабаса или перкуссии, которая не растворялись в общей музыкальной фактуре, а звучала как отдельный, явно очерченный инструмент. Незаметно для нас каждый сеанс прослушивания продолжался несколько часов, в течение которых мы получали большое удовольствие от музыки (а не только от качества звука), что позволяет говорить о высокой комфортности звучания.
После оценки звучания в режиме WASAPI мы изменили настройку и перешли к использованию протокола ASIO. Для этого:
в программном проигрывателе foobar2000 (File → Preferences → Playback\Output) вместо [WASAPI (push): Цифровое аудио (S/PDIF) (Juli@ Audio)] устанавливается [ASIO 2.0 - ESI Juli@ - my channel mapping] (см. выше п. 4 раздела IV.2. «Сопряжение проигрывателя foobar2000 со звуковой картой Juli@ и проверка работоспособности аппарата»).
Кроме этого, оказалось, что для звуковой карты Juli@ при использовании протокола ASIO требуется бóльшая величина буфера по сравнению с WASAPI. Поэтому пришлось увеличить величину Latency до 512 в регулировке, расположенной на контрольной панели карты:
Config → Latency → [512].
После внимательного прослушивания с настройкой ASIO и возврате, для сравнения, к настройке WASAPI, а затем снова обратно к ASIO, были отмечены незначительные различия в звучании цифрового проигрывателя. Звук с WASAPI был немного лучше в отношении общей слаженности (когерентности) и музыкальности звучания, а настройка ASIO слегка превосходила первую в отношении глубины звуковой сцены и лучшей прорисовки образа каждого инструмента в ансамбле или оркестре.
Поэтому, исходя из результатов прослушивания, было бы затруднительно однозначно рекомендовать использование какого-либо одного протокола – WASAPI или ASIO – для цифрового проигрывателя «ПК Аудиофил III». Можно только посоветовать уважаемым посетителям нашего сайта, которые соберут подобный аппарат, самим провести сравнение двух вариантов и выбрать для себя лучший, исходя, в том числе, из собственных предпочтений и особенностей аудиосистемы в целом.
P.S. По секрету: в конце концов мы остановились на ASIO.
Дополнительный материал
Фильтры SOtM для музыкального сервера
Как известно, помехи в цепях питания музыкального сервера негативно влияют на качество звука, даже если выходной сигнал – цифровой, а не аналоговый. Помехи могут возникать, в частности, от работы электродвигателей в жёстких дисках и вентиляторах. Чтобы исключить эти помехи, лучше всего избавиться от электродвигателей, то есть от механических жёстких дисков, заменив их твердотельными, и от вентиляторов, используя пассивную систему охлаждения и безвентиляторный блок питания.
Однако не всегда это удаётся сделать. Твердотельные накопители достаточно дорогие, и если музыкальная коллекция насчитывает несколько сотен и более альбомов с высоким разрешением, то приходится использовать механические жёсткие диски, многие из которых, кстати, стали теперь малошумящими, и практически не греются...
Идея использовать фильтр SOtM появилась у меня в связи с модернизацией цифрового проигрыватея «ПК Аудиофил III», в котором я решил установить накопитель для музыкальных файлов и превратить, таким образом, проигрыватель в музыкальный сервер. Чтобы не ограничивать размер музыкальной коллекции из-за дороговизны твердотельного накопителя, был выбран механический жёсткий диск. И, соответственно, чтобы устранить влияние помех, возникающих из-за его работы, надо было воспользоваться фильтром...
С полным текстом дополнительного материала «Фильтры SOtM для музыкального сервера» можно ознакомиться здесь.
Дополнительный материал
Прикладная программа MonkeyMote 4 для дистанционного управления с помощью смартфона
Не так давно на нашем сайте было опубликовано описание прикладной программы FoobarCon для мобильных Android-устройств, которая позволяет осуществлять дистанционное управление музыкальным сервером, работающим с программным проигрывателем foobar2000.
Теперь настала очередь для ознакомления с аналогичной программой для смартфонов Apple. Из нескольких приложений, которые предназначены для работы с проигрывателем foobar2000 в ОС Windows 7, обращает на себя внимание MonkeyMote 4 – единственная из такого рода программ, которая предлагается в магазине App Store...
С полным текстом дополнительного материала «Прикладная программа MonkeyMote 4 для дистанционного управления с помощью смартфона» можно ознакомиться здесь.
Дополнительный материал
Доработка звуковой карты Juli@ и разъёмы ITC
С самого начала выпуска в 2004 году, звуковая карта ESI Juli@ приобрела большую популярность среди музыкантов, записывающих музыку в любительских студиях, и среди аудиофилов, использующих её для создания цифрового источников звука на базе ПК. Карта нашла применение даже в аудиоаппаратуре высокого класса канадской компании Bryston, установившей её (с доработками) в свои цифровые проигрыватели BDP-1 и BDP-2. В 2012 году была выпущена ещё одна версия звуковой карты для разъёма PCI Express – Juli@XTe. А в начале этого года ESI Juli@ была названа журналом The Absolute Sound (США) одной из лучших в категории «Музыкальные серверы».
С другой стороны, сразу же обнаружились и недостатки конструкции карты, которые побудили радиолюбителей в разных странах начать её доработку. Усовершенствования относились, в первую очередь, к улучшению схемы питания и выводу цифрового сигнала в обход переходного кабеля, который соединяется с Juli@ через разъём Mini-DIN-8. Во-первых, этот тип разъёма не очень подходит для передачи цифровых сигналов, а во-вторых, он всё время норовит выскочить из гнезда на карте. Энтузиастами были предложены различные варианты усовершенствования звуковой карты (см., например, [1], [2], [3], [4]).
Дело дошло до того, что фирма Casea HiFi из Чехии, специализирующаяся на модернизации различных аудиоустройств, наладила выпуск, специально для карты Juli@, платы Proxima Centauri с качественным тактовым генератором. При использовании этой платы на планку крепления звуковой карты устанавливаются один или два разъёма BNC: один предназначен для вывода цифрового звукового сигнала, а второй – выход тактового сигнала, который может использоваться для синхронизации ЦАПа или проигрывателя. Судя по приведённым данным, плата Proxima Centauri даёт ощутимый выигрыш в качестве звука.
Цифровая часть звуковой карты ESI Juli@ использовалась в нашем цифровом проигрывателе «ПК Аудиофил III»...
С полным текстом дополнительного материала «Доработка звуковой карты Juli@ и разъёмы ITC» можно ознакомиться здесь.