Небольшое число компаний, выпускающих диски SACD, время от времени радуют аудиофилов переизданиями классики рока. Один из таких дисков был выпущен в декабре 2017 года компанией Audio Fidelity (США). Недавно я получил диск по почте и провёл сравнение его звучания с обычным компакт-диском и цифровым релизом в формате высокого разрешения FLAC9624 (FLAC 96 кГц/24 бит).
Тем читателям, которым не терпится узнать результат, сразу сообщу, что супераудиодиск звучит лучше, чем два других варианта.
Далее – информация для тех, кому интересно узнать об этом диске подробнее.
Выбор альбома Truth для коллекционного издания в формате SACD, по-моему, не случаен. Этот диск занимает особое место в истории рок-музыки. Авангардный по замыслу, многовекторный по стилю, высококлассный по исполнению он стал одним из значительных музыкальных событий 1968 года.
Джефф Бек собрал сильный коллектив музыкантов, который по праву можно назвать супергруппой: вокалист – восходящая звезда Род Стюарт (Rod Stewart), на басу Рон Вуд (Ron Wood) из группы The Birds, будущий гитарист Faces и Rolling Stones, ударные Мик Уоллер (Mick Waller), игравший со многими известными музыкантами, такими как Сирил Дэвис (Cyril Davies), Брайан Огер (Brian Auger), Джон Мейолл (John Mayall).
Группа в этом составе записала три сорокопятки в основном с поп-мелодиями, а вот на концертах они давали волю своим блюз-роковым наклонностям и вовсю экспериментировали, находясь в авангарде развития молодёжной музыкальной культуры того времени.
Вот такая музыка и была записана для альбома Truth. В результате на свет появилась невиданная ранее смесь рока, блюза, психоделии в тяжёлом варианте. Наверное, можно назвать этот стиль «тяжёлый психоделический блюз-рок». Музыкальная палитра альбома была такой насыщенной, а технические приёмы исполнителей, и, в первую очередь, игра самого Джеффа Бека, были столь новаторскими, что всё это в дальнейшем оказало большое влияние на многих музыкантов. В частности, как потом писали критики, этот диск был одним из тех, которые проложили дорогу направлению хеви-метал. Нелишне добавить, что в отдельных композициях в записи альбома участвовали Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джон Пол Джонс (John Paul Jones), Кит Мун (Keith Moon) и будущий участник Jeff Beck Group пианист Ники Хопкинс (Nicky Hopkins).
Это был первый альбом новой группы, и, конечно, большую роль в его создании сыграл продюсер – Микки Моуст, известный английский «производитель хитов». Он работал с рок-группами The Animals, The Yardbirds и The Cherokees, однако, в основном, предпочитал более лёгкое направление популярной музыки с такими артистами как Herman’s Hermits, Donovan, Lulu, The Symbols. Если посмотреть, чтó он продюсировал непосредственно перед диском Truth, то это – Atlantis и Hurdy Gurdy Man (Donovan), Laléna и Sleepy Joe (Herman's Hermits). И вдруг – такой тяжелый блюз-рок. Можно сказать, что Моуст превзошёл здесь самого себя, хотя в самом начале работы он был против такого музыкального стиля, который отстаивал Джефф Бек. Уже после альбома Truth из студии Моуста на свет появился второй Джеффа Бека Beck-Ola и похожие по стилю диски Терри Рида (Terry Reid) Bang, Bang You're Terry Reid и Terry Reid…
Я сравнивал звучание супераудиодиска Truth с компакт-диском известного ремастированного издания 2005 года (EMI 7243 8 73751 2 3), CD-вариантом этого же гибридного SACD и официальным цифровым релизом в формате FLAC9624 2015 года (Epic).
Альбом открывается великолепной аранжировкой песни Shapes Of Things. Во-первых, сама песня группы The Yardbirds была очень оригинальной для своего времени. Я помню ощущение необычности, когда впервые услышал её в далёком 1966 году. Песня были непохожа на другие популярные мелодии того периода, она буквально завораживала, хотелось слушать её вновь и вновь, – благо для этого была возможность, так как я записал песню Shapes Of Things на магнитофон во время радиопередачи из Лондона. В то время Джефф Бек играл в группе The Yardbirds, и именно благодаря ему появилась такая инновационная, как бы сейчас сказали, аранжировка. Это была одна из первых песен психоделического рока, получившая большую популярность. Всё в этой песне было необычным – мелодия, ритм и гитарное соло, с уводящей в неизведанное мелодией с восточным колоритом, где во время записи Бэк впервые применил технику игры «фидбэк».
Слушая первую песню на SACD, сразу ощущаешь, что она звучит лучше, чем на компакт-диске. Это относится и ко всему альбому в целом – к более натуральному звучанию инструментов и голоса Рода Стюарта, который стал ещё более выразительным. Увеличилась глубина воображаемой сцены, лучше представляешь себе размеры помещения студии и расположение музыкантов, а динамика воспроизведения стала просто поразительной, и это вызывало такой «драйв», когда ощущается почти физическое воздействие музыки даже на средней громкости.
Взять, к примеру, звучание рояля в композиции Blues De Luxe. Мне всегда нравилось соло на этом инструменте в исполнении Ники Хопкинса – прекрасного рок-пианиста, по-моему, одного из лучших в Англии того времени. А в варианте SACD оно становится просто волшебным. Обратите внимание, как Ники (на четвёртой минуте звучания) добывает «россыпь искр» из клавиш. Я раньше никогда не слышал в альбоме Truth такого впечатляющего звучания.
Или как звучат барабаны и голос в медленном блюзе Ol’ Man River. Голос солиста и ударная установка записаны с реверберацией, но их звуки не пересекаются и не мешают друг другу. На супераудиодиске лучше чувствуется интересная находка продюсера, когда реверберационное эхо направлено в разные стороны стерео. Акустическая гитара (Бек играл на Gibson J-200) в спокойной композиции Greensleeves звучит так, как будто запись была сделана совсем недавно на современной технике и в современной студии, а ведь это – 1968 год!
А напор ритм-группы (Вуд- Уоллер) в песне Rock My Plimsoul не может оставить равнодушным – во многом благодаря динамике и четкости звучания бас-гитары и ударных (я не говорю о прекрасном исполнении!).
По-новому звучит инструментальная композиция Beck’s Bolero. Эта мелодия с оригинальной аранжировкой была записана ещё в 1966 году, а для альбома был подготовлен стереовариант. По всей видимости, это одна из любимых композиций Бека – он до сегодняшнего времени исполняет её на концертах. Во всяком случае, я слышал Beck’s Bolero на его концерте в Москве в июле 2010 года.
В целом, с уверенностью могу сказать, что звучание супераудиодиска превосходит не только уровень компакт-диска, но и звучание аудиофайла высокого разрешения, хотя и в меньшей степени. Казалось бы, это странно. Однако посмотрим на то, как создавались эти два варианта.
В метаданных файла FLAC альбома Truth не содержится никакой информации об этом переиздании, кроме года выпуска и издателя – лейбла Epic Records, который в настоящее время принадлежит компании Sony Music. В интернете также не удалось найти никаких сведений ни о продюсере, ни о фонограмме – источнике этой записи, ни о каких-либо технических особенностях создания этого варианта. Можно предположить, что такой подход скрывает за собой рутинную работу компании-владельца авторских прав по подготовке к очередной продаже популярных музыкальных альбомов, только на этот раз в виде цифровых файлов высокого разрешения.
А с другой стороны – кропотливая работа по подготовке нового издания альбома на SACD известного продюсера Стива Хоффмана, знающего, как «вытащить» всё, что возможно, из старой фонограммы и дать новое звучание музыке прошлых лет. Известно, что в качестве фонограммы была использована оригинальная мастер-лента, а работа проводилась на высококачественной аппаратуре в студии Marsh Mastering. Достаточно сказать, что весь звуковой тракт студии создан как единое целое с особым вниманием к работам именно такого типа, при этом используются уникальные, том числе, ламповые аппараты, лампы для которых по звучанию отбирает сам продюсер Стив Хоффман.
В связи с этим я хотел бы высказать идею, которая, вероятно, может показаться крамольной некоторым любителям хорошего звука. По-моему, альбом Truth в варианте SACD компании Audio Fidelity звучит так, как никогда ранее.
А как же, – возразят любители хорошего звука, – это может быть, когда всем известно, что лучше первоисточника (мастер-ленты) ничего звучать не может? Да – это так, но и не совсем так.
Во-первых, техника не стоит на месте, и за почти пятьдесят лет, прошедших с момента записи этого альбома, параметры профессиональных магнитофонов и усилителей улучшились. Поэтому с той же ленты, в принципе, сейчас можно извлечь более качественный звук.
Во-вторых, не секрет, что магнитная звукозапись, как способ записи и хранения аудиосигнала, сама по себе имеет ряд недостатков – шум магнитной ленты, искажения из-за неравномерности её движения в лентопротяжном механизме и др. Так вот, с развитием цифрового аудио, с помощью специальных плагинов появилась возможность исключить эти неприятные моменты, а также деликатно восстановить утраченное. И конечно, при создании цифрового варианта фонограммы альбома Truth были предприняты соответствующие действия. Поэтому я думаю, что сегодня мы можем в полной мере насладиться звучанием этой музыки, которая, как оказывается, не подвержена старению в любом смысле этих слов.
В августе этого года исполняется 50 лет со дня выхода альбома Truth, и появление такого замечательного издания – напоминание об этом событии и подарок для любителей творчества Джеффа Бека, одного из самых замечательных гитаристов современности.
Сайт компании Audio Fidelity audiofidelity.net
Сайт студии Marsh Mastering www.marshmastering.com