цифровые технологии и качественный звук

Concord/Monster CCD-2316-2  (супердиск+компакт-диск), 2006.
Продюсер Джон Бэрк (John Burk), звукозапись Дон Мюррей (Don Murray).
В США: джаз #1, ритм-энд-блюз #14, поп #58, две премии «Грэмми» в 2006 г.
Композиции на диске:
Breezin', Mornin’, ’Long Come Tutu, God Bless The Child, Summer Breeze, All I Am, Ordinary People, Let It Rain, Givin' It Up For Love, Every Time You Go Away, Four, Don't Start No Schtuff, Bring It On Home To Me
Время звучания: 1:02:40

Выбор этого диска для рецензии не случаен. Во-первых, это прекрасная музыка, во-вторых, одному из исполнителей, Алу Джерро (Al Jarreau), сегодня исполняется 70 лет, а в-третьих, альбом издан на супердиске (описание на  странице Форматы ВР), причём по утверждению производителя стереовариант записи является точной, «бит в бит» копией мастер-файлов и имеет поэтому обозначение High Definition Stereo – «стерео высокой чёткости». Хочется послушать.

Givin’ It Up записан двумя выдающимися американскими музыкантами, современными легендами джаза - Джорджем Бенсоном (George Benson) и Алом Джерро. Джордж Бенсон считается одним из самых известных джазовых гитаристов в мире, а его особая популярность объясняется ещё и тем, что он - прекрасный вокалист, за свою длительную музыкальную карьеру записавший множество интересных мелодий, ставших хитами. Ал Джерро – вокалист-новатор с уникальными голосовыми данными, чьи виртуозные импровизации с использованием голоса в качестве музыкального инструмента сделали его одним из самых признанных исполнителей нашего времени. Российским любителям джаза они знакомы не только по записям, но и «вживую», поскольку неоднократно приезжали в нашу страну.

Джордж и Ал встретились впервые в середине 70-х в Лос-Анджелесе. Бенсон вспоминает: «Я услышал, как Ал поёт (!) Take Five*, слова к которой я никогда раньше не слышал. Я сам когда-то исполнял эту композицию на альбоме Bad Benson, поэтому внимательно наблюдал за этим парнем, чей стиль импровизации заинтересовал меня». Джерро добавляет: «Джордж и я приблизительно одного возраста, но надо учитывать, что Джордж работал профессионально уже с 8 лет! В джазовой среде он был идолом, тем, к кому я мечтал приблизиться. Я выступал с 17 лет, но на большую сцену смог пробиться только после выпуска моей пластинки в 1975 году. Джордж всегда был моим героем».

Хотя оба музыканта записывались на одних и тех же компаниях звукозаписи (Warner в 70-х и 80-х и Verve в 90-х и после 2000 г.), после того памятного вечера в Лос-Анджелесе они работали вместе только два раза: один раз во время выступления в одном составе перед немногими счастливчиками в джаз-клубе Blue Note в Нью-Йорке и второй раз в 1990 г. во время записи альбома Джона Хендрикса (Jon Hendricks) Freddie Freeloader. Бенсон вспоминает: «Когда-то давно, возможно из-за соперничества, менеджеры не способствовали нашему музыкальному сближению». Джерро добавляет: «Просто как-то не получалось до сегодняшнего дня». Можно сказать, что только благодаря сотрудничеству компании звукозаписи Concord Music Group и известного производителя звуковых и видеокабелей Monster Cable двум музыкантам удалось встретиться в студии для совместной работы над альбомом Givin’ It Up. В результате этого появились 13 прекрасных записей.

Вклад в успех альбома вместе с Джорджем и Алом по праву принадлежит и другим музыкантам, участвовавшим в записи, и среди них много знаменитостей: Херби Хэнкок и Стэнли Кларк, Маркус Миллер и Крис Ботти, Мел Браун и Винни Колаюта.  К широчайшим вокальным возможностям главных исполнителей прибавлены таланты Джилл Скотт, Патти Остин и даже самого Пола Маккартни. Всего в записи Givin’ It Up участвовало ни много ни мало 40 музыкантов! На диске 13 вещей, часть из них новые собственные композиции музыкантов, часть – известные мелодии. Всё это вызывает дополнительный интерес и внимание слушателей.

С первых звуков вы сразу ощущаете приятное дуновение тёплого бриза и окунаетесь в прозрачную атмосферу солнечной музыки. Иного и не может быть, когда два великих музыканта исполняют мелодии в стиле кроссовер-джаз (crossover jazz).

Открывается альбом новым исполнением композиции Breezin’ с одноимённого знаменитого альбома Бенсона, причём теперь ­– это уже песня, а не инструментальная вещь, со словами, которые Ал сочинил специально по этому случаю. Интересная интерпретация. Можно отметить, что звук гитары Джорджа на новой записи более закрытый, и он использует более разнообразную технику игры на гитаре – ведь со времени записи упомянутого альбома прошло 30 лет.

Ощущение тёплого бриза ещё более усиливается от исполнения известной песни Summer Breeze (хит Seals & Crofts 1972 г.), где использование Алом голоса как музыкального инструмента особенно органично вписывается в контекст песни. Не менее интересно звучит дуэт Джерро (вокальная перкуссия) и Стенли Кларка (бас) в композиции Майлса Дэвиса и Джона Хендрикса Four. Такая необычная ритм-группа интересно сочетается с прекрасным гитарным соло Бенсона, одним из самых запоминающихся на диске.

Приглашённые певицы Джилл Скотт и Патти Остин без сомнения являются украшением вокальной части альбома, хотя никто не сомневается, что дуэты Ала и Джорджа буквально во всех песнях являются «изюминкой» диска, как с точки зрения исполнительского мастерства, так и по их изобретательности и чувству друг друга. Четвёртая композиция на альбоме, кстати, исполняемая многими известными музыкантами, популярная песня God Bless The Child из репертуара Билли Холидей  начинается вкрадчивым и неожиданно низким звучанием голоса Ала, вместе с его разнообразными прищёлкиваниями языком, в которые причудливо вплетаются голоса Джилл Скотт и Джорджа Бенсона, и бас-гитара Маркуса Миллера.

Хотя диск записан в основном в спокойной манере, но по ходу многих композиций энергия музыкантов, ещё больше разогревающаяся азартом импровизации, насыщает эти песни пульсирующим темпераментом и более жёстким ритмическим рисунком.

Особенно зажигает, на мой взгляд, последняя композиция, знаменитая песня Сэма Кука Bring It On Home To Me, где Пол Маккартни вспоминает свою молодость и «отрывается» с таким чувством и самозабвением, что Алу и Джорджу ничего не остаётся, как только подхватывать его порыв. Прекрасен финал композиции, напоминающий по духу лучшие песни Рэя Чарльза. Интересно отметить, что Пол Маккартни принял участие в записи этого диска случайно, работая в это же время в соседней студии.

Вообще, когда слушаешь этот альбом, возникает ощущение, что все музыканты, и особенно Бенсон и Джерро, получают огромное удовольствие от совместного исполнения музыки, наслаждаются и буквально купаются в ней, заряжая своей радостью слушателей.

Прослушивание диска поднимает настроение, и в этом, по-моему, заслуга не только музыкантов (конечно, их роль – главная), но и тех, кто работал со звуком. Как говорят создатели фонограммы, они сразу поставили перед собой задачу получить звук высокой точности. И это им удалось! Звук буквально окружает слушателя – и, учтите, это в стереоварианте. А есть ведь ещё два многоканальных варианта, когда слушатель располагается как бы «в своей комнате» и «в студии».

Говоря об ощущениях от прослушивания стереоверсии диска в формате ВР, хочется особо отметить насыщенную звуковую сцену и глубокую перспективу, упругий, предельно натуральный бас и мгновенную атаку в звучании ударных инструментов.  Невозможно не обратить внимания на филигранную локализацию звуковых образов, например, вы как бы наблюдаете за движением губ Ала Джерро. А во время вокальных дуэтов чётко определяется не только место каждого исполнителя в пространстве между колонками, но и его близость или удалённость от вас, вплоть до того, что солирующий певец как бы делает полшага вперёд от того места, где он стоял, а затем возвращается назад, когда снова исполнители поют дуэтом. Можно засвидетельствовать, что обещания производителя подтверждаются полностью: похоже, на диске действительно точная, «бит в бит» копия студийных мастер-файлов.

Остаётся добавить, что кроме стереозаписи ВР на супердиске имеются также два варианта многоканальной записи в форматах Dolby Digital и DTS 24/96, цифровые файлы для переноса на ПК или мобильное устройство, а также дополнительные видеофайлы: список композиций, короткий видеоролик о записи альбома и техническая информация. В комплекте альбома даётся также обычный компакт-диск, дополняющий и без того широкие возможности супер-диска.

Пётр К. Авдеев

12.03.2010

Примечание:

* Take Five – джазовый стандарт, инструментальная композиция квартета Дейва Брубека (Dave Brubeck), автор - Пол Дезмонд (Paul Desmond).

 

Ссылки:

Вверх