Несмотря на дорогие билеты, 11 апреля 2010 года Светлановский зал Московского международного Дома музыки был заполнен. Около половины зрителей – люди почтенного возраста с сединой в волосах. И это понятно – ведь они пришли на концерт своего кумира 60-х годов прошлого века – Эрика Бёрдона, вокалиста легендарной группы The Animals, которому в этом году исполняется 69 лет!
Зазвучала музыка, и после небольшого вступления на сцену медленно, спокойной походкой вышел седой мужчина в чёрном костюме с галстуком и запел. Запел так, что у многих (и у меня тоже) перехватило дыхание – всё тот же голос! Та же уверенная манера пения, те же знакомые интонации. Первой песней была, как нельзя кстати – When I Was Young («Когда я был молод»). На губах певца можно было заметить лёгкую усмешку, как будто он с иронией воспринимает то, что в таком серьёзном возрасте ему приходится петь перед публикой песни, которым уже полвека.
Но оказалось, что публика этого и хотела, она пришла послушать именно эти песни, и между певцом и зрителями с первых же тактов установилась атмосфера взаимопонимания и взаимного удовольствия.
Эрик исполнял в основном бессмертные хиты группы The Animals середины 60-х годов. И с каждым следующим номером, как это прекрасно умеет делать Бёрдон, он поднимал накал в зале выше и выше. После второй песни Don’t Bring Me Down Эрик снял пиджак и надел тёмные очки. Дальше шла It’s My Life, голос Эрика зазвучал ещё сильнее, зал стал хлопать в такт музыке, и я начал ощущать, как подо мной заходил ходуном ряд кресел. Во время Don't Let Me Be Misunderstood все с воодушевлением подхватывали припев песни.
На сцене перед Эриком и каждым из музыкантов лежали листки бумаги со списком исполняемых номеров, напечатанным крупным шрифтом, и кроме этого, перед певцом на пюпитре лежала тетрадь со словами песен, которую он время от времени перелистывал – всё-таки возраст. После песни Devil Run с альбома Бёрдона Soul of a Man (2006) была прекрасно исполнена блюзовая I Believe To My Soul. На всех произвело впечатление вдохновенное соло Рэда Янга (Red Young) на органе Хаммонда, характерный звук которого так мил любителям музыки 60-х годов.
Самое время внимательнее посмотреть на ансамбль. Это, конечно не те великие The Animals, в составе которых Эрик Бёрдон завоевал всемирную славу. Сегодняшний состав группы играет с Бёрдоном не так давно, с прошлого года, хотя некоторые музыканты выступали и записывались с ним раньше.
Бас–гитарист Терри Уилсон (Terry Wilson) – очень опытный музыкант, начал свою карьеру в группе Blackwell в 1970 г., играл в разных составах, в том числе с Джонни Нэшем (Johnny Nash), Полом Коссоффом (Paul Kossoff), Джимми Ридом (Jimmy Reed) и Лайтнином Хопкинсом (Lightnin’ Hopkins). Автор большого числа песен и успешный продюсер. В 1982-84 гг. уже выступал и записывался с Эриком Бёрдоном.
Хотя ударник Брэннен Темпл (Brannen Temple) самый молодой участник группы, с 1992 г. он успел сыграть на 50 альбомах разных музыкантов, среди которых Джо Сатриани (Joe Satriani), Крис Дуарте (Chris Duarte), Роббен Форд (Robben Ford), Бобби Уитлок (Bobby Whitlock).
Рэд Янг – известный клавишник, начал играть на рояле с 3 лет, а с 1967 г. стал записываться и выступать в различных составах, исполняя джаз, блюз и кантри, руководил ансамблями. Рэд прекрасно поёт, отличный аранжировщик и продюсер. В качестве джаз-органиста записал несколько сольных дисков с участием знаменитых музыкантов. Ранее выступал с Бёрдоном в 1982 г. и участвовал в записи альбома My Secret Life (2004). Постоянно играет с ним с 2006 г., являясь музыкальным руководителем группы The Animals.
Рэд очень весёлый человек, на его лице всегда играет улыбка, он постоянно пританцовывает, а причёска – длинная седая коса до половины спины – вызывает умиление у зрителей. Во время исполнения соло в песне Boom Boom так разгорячился, что стал играть на инструменте коленкой (!), правда это он сумел сделать только с третьего захода – синтезатор ведь лежал сверху на органе.
Гитарист Билли Уотс (Billy Watts) – профессионал высокого уровня, игравший со многими известными музыкантами. В этот вечер особенно запомнилось его вступление на акустической гитаре к песне The House Of The Rising Sun («Дом восходящего солнца»). Зрители внимательно слушали его виртуозную игру и не сразу поняли, что это вступление к легендарной песне, но когда зазвучал знакомый гитарный перебор, то зал буквально завизжал от восторга. Эрик сел на высокий стул и в течение шести минут доставлял слушателям желанное удовольствие. Благодарные зрители ответили овацией стоя.
Надо отметить, что Эрик был достаточно сдержан на сцене, как это было в 60-х. Единственное, что он себе позволял – так это делать некоторые подсказки зрителям, поясняя жестами, о чём он поёт. Например, характерное движение пальцами, когда он произносит слово money (деньги) в песне It's My Life, или показывает, как текут слёзы в песне I’m Crying, или выворачивает пустой карман наизнанку в песне Nobody Knows You When You’re Down And Out. Эта известная песня была исполнена Бёрдоном с особенной проникновенностью, как будто он сам пережил подобные моменты, о которых пел (кто знает?). Интересно прозвучала песня «Миссисипи» Фреда Макдауэлла (Mississippi Fred McDowell) Red Cross Store с уже упомянутого диска Soul of a Man, в которую была органично вплетена I Don’t Wanna Be A Soldier Mama Джона Леннона.
После соло на ударных Брэннена Темпла прозвучала We Gotta Get Out Of This Place, и когда Эрик сразу за ней запел быстрый рок-н-ролл, я увидел, что молодёжь стала танцевать между рядами.
Всего было исполнено шестнадцать номеров. Концерт длился ровно полтора часа без перерыва. После заключительной песни зрители долго хлопали и свистели, вызывая музыкантов на бис, но те, видимо, выложились полностью и больше не появились.
Несколько слов о звуке. Обычно, когда я иду на концерт в Светлановский зал Московского международного Дома музыки, мною овладевают противоречивые чувства. С одной стороны, репертуар Дома музыки очень интересен, поскольку там часто выступают известные музыканты, которых больше нигде нельзя услышать. С другой стороны, звук в зале всегда оставлял желать лучшего, если сказать мягко. Но в этот раз, однако, звук был хороший. Были предприняты кардинальные меры для того, чтобы избежать излишних отражений и наложений. Правда, пришлось пожертвовать «прямым» звучанием. Барабанщик, например, сидит на возвышении за сплошной пластиковой прозрачной стенкой, наподобие той, что можно увидеть в зале судебных заседаний, а ударная установка окружена со всех сторон десятком микрофонов. Красивая колонка органа Хаммонда повёрнута лицом от зрителей, а звук снимают два микрофона. Пред колонкой гитариста Vox стоит заглушающая коробка, а звук тоже идёт через микрофон. Сзади музыкантов висит плотный занавес. Все эти меры, а также установка дополнительных звуковых колонок в зале позволили сделать звук достаточно правильным. В связи с этим я надеюсь, что в будущем концерты в Доме музыки будут доставлять всем больше удовольствия.
Зрители расходились в хорошем настроении, находясь под впечатлением от услышанного и увиденного, и я заметил, как седой, немолодой уже мужчина, рассказывал своей внучке о великой группе The Animals, о великих временах и музыке, которым уже, ни много ни мало, почти 50 лет.