цифровые технологии и качественный звук

С 1 по 3 ноября в Москве проходила третья специализированная международная выставка аудиотехники высшего класса Moscow Hi-End Show 2014. Как и в предыдущие годы, она располагалась в гостинице «Холидей Инн Москва Симоновский». На выставке можно было увидеть и услышать аудиосистемы и отдельные компоненты как известных зарубежных компаний, так и российских производителей.

Несмотря на некоторую ограниченность экспозиции, было представлено много новинок и интересных аудиосистем. Среди них – образцы цифровой аудиотехники для воспроизведения музыки с высоким разрешением, которые интересовали меня в первую очередь.

Новый цифровой проигрыватель Lumin S1 в отличие от предыдущей модели А1 может воспроизводить не только файлы форматов ИКМ с частотой дискретизации до 384 кГц, но и формата DSD: DSD64 и DSD128.

Проигрыватель имеет встроенный ЦАП на четырёх микросхемах ESS SABRE32 9018, что в сумме составляет 32 конвертера (в каждом чипе содержится по 8 конвертеров), то есть по 16 конвертеров на канал. Полностью балансная схема с симметричными и несимметричными аналоговыми выходами. На выходе используются высококачественные трансформаторы Lundahl LL7401. Lumin S1 имеет также цифровые выходы BNC и HDMI. Питание – от внешнего источника с двумя тороидальными трансформаторами. Для хранения коллекции аудиофайлов может использоваться хранилище Lumin L1 на 2 ТБ, компьютер или другое сетевое хранилище. Сигнал может подаваться также с флэш-накопителя. Управление осуществляется с помощью мобильного устройства Apple с установленным на нём специальным программным приложением. Цена этого цифрового проигрывателя из Гонконга (Сянгана, КНР) – 7700 долл. США.

Среди изделий нового для России итальянского бренда Viva Audio был представлен CD-проигрыватель/ЦАП Numerico (около 10000 долл. США). В проигрывателе оригинального дизайна установлен высококачественный транспорт, а встроенный ЦАП может работать и как отдельный компонент. Он поддерживает сигналы ИКМ и DSD, имеет оптический, коаксиальный и асинхронный USB-вход.

В популярную серию Box Design австрийской фирмы Pro-Ject входит большое количество компактных аудиокомпонентов: от относительно недорогих из линейки E Line до самых продвинутых из RS Line – всего более 60 штук.

На выставке можно было ознакомиться со многими из них, а также услышать, как работают, например, ЦАПы DAC Box S USB (12200 руб.), DAC Box DS (24300 руб.), сетевые проигрыватели Stream Box DS (47600 руб.), Stream Box DS (64150 руб.), Stream Box RS (73000 руб.) и другая техника Pro-Ject. Можно быть уверенным, что среди такого широкого предложения различных вариантов аудиосистем и устройств, всегда можно найти именно то, что нужно.

Интерес многих посетителей выставки привлёк цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core (62000 руб.). Это небольшое устройство, подключаемое к аудиосистеме, может производить анализ частотной и фазовой характеристик этой системы и осуществлять их корректировку.

Аппарат может работать в качестве ЦАПа с регулятором громкости, то есть включаться между источником цифрового сигнала и усилителем мощности. Может также передавать цифровой сигнал без его преобразования в аналоговый на другой ЦАП. В устройстве используется двойной конвертер с передискретизацией сигнала с повышением частоты до 6144 кГц, имеются буферные и другие специальные схемы для снижения джиттера. Обработка сигналов в цифровом сигнальном процессоре осуществляется с разрядностью 40 бит. Режимы работы корректора отображаются на встроенном цветном ЖК-дисплее.

Была продемонстрирована работа аппарата с компонентами Atoll и акустикой Arslab и Penaudio. И действительно, в небольшом помещении гостиничного номера, где была установлена аудиосистема, эффект от включения корректора DSPeaker был существенным: снижалось «бубнение» баса и звук становился более чётким и прозрачным.

В одной из комнат выставки я обнаружил сразу несколько интересных устройств.

Одно из них – новый ЦАП Manhattan компании Mytek Digital (5195 долл. США). Предыдущий преобразователь этой американской компании, специализирующейся в основном на профессиональном оборудовании, под названием Stereo192-DSD DAC пользуется заслуженной славой у любителей качественного цифрового звука в течение последних лет. Поэтому было интересно услышать этот новый аппарат в работе.

Новый ЦАП по своему техническому уровню превосходит предыдущий. Он имеет два раздельных линейных блока питания на тороидальных трансформаторах для цифровой и аналоговой части схемы. Поддерживает сигналы ИКМ до 384/32 и DSD до DSD256 c возможностью повышения частоты дискретизации входных сигналов до 192 кГц или до DSD256. Оснащён высокоточным генератором тактовой частоты (Femto Clock). Может работать, как предусилитель: имеет аналоговые входы и прецизионный регулятор громкости, причём пользователь может выбрать или аналоговую, или цифровую регулировку, или вообще обойтись без неё. В аппарате есть встроенный высококачественный усилитель для двух пар наушников. В качестве опции может быть установлен входной модуль для ввода оптического сигнала формата SACD от источников типа EMM Labs и Playback Design, а также фонокорректор.

В общем, очень интересный ЦАП. И система, в которой был задействован преобразователь Mytek Digital Manhattan, тоже звучала превосходно. Однако в этой комнате мне больше понравился звук другой системы.

В качестве источника в ней использовался цифровой проигрыватель из Польши Amare Musica Diamond Server (8600 долл. США). Аппарат поддерживает форматы ИКМ до 384/32 и DSD до DSD128. Имеются цифровые выходы BNC, RCA, AES/EBU и два USB. Хотя в названии Diamond Server содержится слово «сервер», у него нет жёсткого диска для хранения аудиофайлов, и музыкальная коллекция располагается на внешнем сетевом хранилище (NAS) или внешнем накопителе. Для их подключения аппарат оснащён одним портом Ethernet и двумя USB.

С проигрывателя Amare Musica Diamond Server сигнал поступал на ЦАП La Scala MkII (6300 долл. США) итальянского производителя Aqua (Acoustic Quality). Этот ЦАП собран на четырёх конвертерах Burr-Brown PCM -1704K по схеме без цифровой фильтрации и передискретизации, названной разработчиками DFD (Direct From Decoder, рус. напрямую от декодера). Аналоговая часть схемы – гибридная с применением двойного триода ECC81, выполнена на дискретных элементах и работает в классе А. В ЦАПе используется гальваническая развязка и два отдельных силовых трансформатора для цифровой и аналоговой части. Преобразователь хорошо оснащён цифровыми входами (RCA, BNC, AES/EBU, оптический ST, асинхронный USB и AQlink для стандарта I2S) и поддерживает частоты дискретизации до 384 кГц включительно. Отличный ЦАП.

Вместе с источником Amare Musica Diamond Server и интересной акустикой Wavetouchs Audio Grand Teton получался великолепный звук, достойный высокой цены участвующих компонентов.

Но и не эта система была лучшей на выставке. Теперь пора представить: 

Лучшая аудиосистема выставки Moscow Hi-End Show 2014 по мнению сайта ПК Аудиофил.

Так получилось, что во время осмотра экспозиции выставки в эту комнату я заходил несколько раз, каждый раз спокойно воспринимая очень хорошее звучание аудиоситемы при воспроизведении компакт-дисков. Как будто ждал чего-то большего от этой дорогостоящей аппаратуры известного бренда. И действительно – всё происходило в рамках обычного до того момента, пока в качестве источника не был подключён компьютер с ЦАПом и не стали воспроизводиться аудиофайлы высокого разрешения. В мгновение всё преобразилось. В небольшой комнате как бы раздвинулись стены, и зазвучал симфонический оркестр в полном составе. Звук был очень полным и насыщенным, но одновременно таким воздушным, что, казалось, можно было выделить и прослушать отдельно партию каждого инструмента. Иллюзия присутствия на концерте была потрясающая и волнующая. Самая реалистичная звуковая сцена и общее звучание большого симфонического оркестра из тех, что мне приходилось слышать. Я представил себе, что, наверное, именно ради таких ощущений аудиофилы постоянно стремятся к совершенствованию своих аудиосистем.

Система, о которой идёт речь, состояла из компонентов и акустики известной японской компании TAD (дочерней фирмы Pioneer), специализирующейся на аппаратуре хай-энд, и была представлена на выставке российской компанией CTC Capital. Как известно, марка TAD является синонимом бескомпромиссного подхода к техническим решениям ради такого же бескомпромиссного звучания.

Не только симфоническая музыка звучала здесь превосходно, но и джаз, и другие музыкальные жанры. Демонстрация возможностей техники сопровождалась интересными комментариями Франка ван Льювенхейге (Frank Van Leuvenhaege), руководителя европейского представительства TAD-Pioneer. По внимательной и заинтересованной реакции слушателей, которых всегда было много в комнате с системой TAD, можно было заключить, что звук произвёл впечатление не только на меня.

С компьютера сигнал высокого разрешения подавался на ЦАП TAD DA1000 (1 232 379 руб.). В преобразователе используется высокоточный генератор тактовых импульсов, раздельные источники питания для аналоговых и цифровых цепей на тороидальных трансформаторах, выполненных с большим запасом мощности. Преобразователь может обрабатывать сигналы ИКМ с частотой дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, а также сигналы DSD с частотой до 5,6 МГц (DSD128). В состав системы входили также предусилитель TAD C600, два монофонических усилителя мощности TAD M600 и трёхполосная акустическая система TAD Reference One.

А. Кузнецов

Вверх