цифровые технологии и качественный звук

В ноябре в Москве, с перерывом в одну неделю, прошли сразу две международные выставки высококачественной аудио- и видеотехники – MAS и MHES.

Новая выставка под названием Moscow Audio Show (MAS) проходила с 1 по 4 ноября в «Ирис Конгресс Отеле», а вторая по счёту, после прошлогодней, Moscow Hi-End Show (MHES) – с 8 по 10 ноября в «Холидей Инн Москва Симоновский». Интересно, что в прошлом году первая выставка MHES была организована российской Ассоциацией производителей и дистрибьюторов аудио- и видеотехники высшего качества, которая в этом году проводила уже MAS.

Поскольку выставки проходили одна за другой и во многом пересекались по составу участников и представленному оборудованию, то решено было ограничиться одним обзором обеих экспозиций.

Среди цифровой аудиотехники, которая является первоочередным интересом нашего сайта, было достаточно много новинок, о которых хотелось бы рассказать. Было представлено несколько новых пар источник-ЦАП.
CD/SACD-транспорт Acute 4 и цифроаналоговый преобразователь DAC 4 от EAR Yoshino (Великобритания) могут не только воспроизводить диски, но и обрабатывать сигналы высокого разрешения ИКМ до 192 кГц/24 бит и DSD, поступающие с другого цифрового источника, например, компьютера. Для этого DAC 4 (6500 евро) оснащён шестью цифровыми входами: AES/EBU, двумя коаксиальными S/PDIF (на разъёмах RCA и BNC), TOSLINK, USB (асинхронный) и специальным входом AcuteLink, через который сигнал (в том числе формата DSD) может поступать с проигрывателя Acute 4 (3500 евро).

В DAC 4 – раздельные платы для цифровой и аналоговой схемы, а качестве конвертеров применяются две микросхемы Wolfson WM8741. ЦАП является одновременно предусилителем с аналоговыми входом и регулятором громкости. Выходные каскады собраны на двойных триодах PCC88, по два на каждый канал, и оснащены выходными трансформаторами, намотанными вручную на предприятии в графстве Кембриджшир на востоке Англии. На выставке была представлена также предыдущая модель проигрывателя EAR Yoshino с выходом на лампах – Acute III (301 600 руб.).

Сетевой проигрыватель Primare NP30 (124000 руб., на снимке расположен снизу) из Швеции может воспроизводить различные форматы звуковых файлов до 192/24, которые поступают на наго с компьютера, интернет-радио, смартфона, по местной сети или флеш-накопителя. Для обработки сигналов проигрыватель оснащён собственным ЦАПом и аналоговыми симметричными и несимметричными выходами.

А наличие цифрового выхода RCA позволяет передавать цифровой сигнал для обработки на внешний ЦАП, например, Primare DAC30 (103 000 руб.). В DAC 30 используются высококачественный мультибитный конвертер Cirrus Logic CS4398. Интересно, что хотя эта микросхема поддерживает формат DSD, сам ЦАП не предназначен для преобразования таких сигналов. Однако нельзя сказать, что высокая цена преобразователь не оправдана. В DAC 30, например, установлен линейный блок питания с трансформатором на сердечнике R-Core, в котором две отдельные катушки – для цифровой и аналоговой части, а соответствующие платы (тоже раздельные) разнесены на противоположные стороны корпуса преобразователя. Асинхронный USB-интерфейс выполнен на микросхеме XMOS. ЦАП имеет две разные схемы выходных каскадов – для симметричного выхода (выполнены на ОУ) и для несимметричного (выполнены на полевых МОП-транзисторах). Кроме этого, DAC 30 обладает рядом технических особенностей, присущих и другим аппаратам Primare, которые соответствуют самому высокому уровню аудиоустройств.

На выставке был показан также мультиформатный проигрыватель Primare BD32, представляющий собой модифицированный Oppo BDP-93. Конструкторы компании Primare установили в него высококачественный блок питания, улучшенные цифроаналоговые конверторы, хай-эндовские выходные каскады и новый интерфейс управления, а также поместили аппарат в достойный корпус. Получился проигрыватель с отличным звуком и высокой ценой (176 000 руб.).

Немецкая компания Burmester была представлена компонентами разных серий. Кроме сетевого музыкального центра Reference 111, который уже выставлялся в Москве, были показаны два проигрывателя компакт-дисков: 089 и 102, которые помимо проигрывания дисков могут также работать, как отдельные высококачественные ЦАПы.

Burmester 089 из серии Top Line (1 050 000 руб., на снимке изображён сверху) имеет верхнюю загрузку и ременный привод. Регулятор громкости и аналоговый вход XLR позволяют использовать его в качестве предусилителя, а наличие цифровых входов RCA и TOSLINK – в качестве ЦАПа. В преобразователе предусмотрено повышение частоты дискретизации цифрового сигнала до 96 или 192 кГц. Выходные каскады X-AMP2 выполнены в виде модулей по схеме без переходных конденсаторов и без операционных усилителей из тщательно подобранных деталей. Вес проигрывателя 11 кг.

Burmester 102 (275 000 руб.) из серии Classic Line имеет прямой привод, два цифровых входа RCA и TOSLINK, симметричный и несимметричный аналоговые выходы. По желанию покупателя в любой из проигрывателей Burmester может быть установлен модуль MMI для беспроводной связи с ноутбуком или мобильными устройствами, а также интерфейс USB.

Среди компонентов известной компании Wadia (США) особое место занимает устройство с необычным внешним видом, напоминающим космический аппарат пришельцев (как я себе его представляю), – цифровой интегральный усилитель Intuition 01 (279 000 руб.).

В устройство через асинхронный вход USB могут подаваться сигналы ИКМ до 384/32 и DSD. Кроме USB имеется ещё шесть цифровых входов: два коаксиальных S/PDIF (RCA), один AES/EBU, два Wadialink (I2S) и один оптический TOSLINK, работающий с частотами до 192 кГц. Интересно, что аналоговый сигнал, который может поступать через один из двух входов RCA, должен сначала преобразовываться в цифровой с частотой 1,536 МГц и разрядностью 32 бит с помощью встроенного АЦП. Преобразование осуществляется и с цифровым сигналом – увеличение частоты и разрядности до таких же величин. А уже затем производится цифроаналоговое преобразование с помощью микросхемы референсного уровня ECC SABRE32 ES9018. Усилитель развивает мощность 350 Вт на канал на нагрузке 4 Ом и 190 Вт – на нагрузке 8 Ом. Intuition 01 имеет превосходные технические характеристики по уровню шумов, нелинейным искажениям и величине джиттера.

Как и в прошлые годы, компания Pro-Ject Audio Systems из Австрии, кроме популярных проигрывателей грампластинок, была представлена малогабаритными компонентам серии Box Design. Среди новинок – сетевой проигрыватель Stream Box RS (71 000 руб.). По сравнению с предыдущими моделями этот проигрыватель оснащён симметричными выходами, сигнал на которые подаётся с выходных каскадов на триодах ECC 6922, аналоговым регулятором громкости Alps, новым ЦАПом на микросхеме TI PCM 1792A, дополнительным оптическим и коаксиальным цифровыми входами и другими новшествами. Как и раньше, на цветной монитор размером 3,5 дюйма могут выводиться названия музыкальных произведений и обложка диска.

Если говорить о малогабаритных цифровых устройствах, то нельзя не упомянуть об устройствах DacMagic XS и ADL.

USB-ЦАП с усилителем для наушников DacMagic XS (149 евро) от Cambridge Audio из Великобритании предназначен для любителей музыки, которые хотят получить качественный звук с компьютера при небольших размерах устройства.

ЦАП действительно миниатюрный – меньше, чем коробок спичек, и весит всего 100 г. Для соединения с компьютером имеется вход Micro-USB, работающий в асинхронном режиме с поддержкой сигналов до 192/24 включительно. Есть индикация частоты дискретизации. Аналоговый выход на разъёме 3,5 мм может подключаться к наушникам или к аудиосистеме. Удивительно, что в таком миниатюрном устройстве поместился ещё и регулятор громкости, управляемый двумя кнопками. Одно из достоинств ЦАПа – крепкий алюминиевый корпус.

DacMagic XS, превосходящий по многим параметрам аналогичные ЦАПы других фирм, хорошо дополняет линейку высококачественных и популярных преобразователей компании Cambridge Audio.

Ещё одна новинка – ЦАП с усилителем для наушников X1 (11 300 руб.) от Alpha Design Labs (ADL) by Furutech (Япония). Х1 хорошо оснащён: имеется асинхронный USB-интерфейс на микросхеме XMOS и цифроаналоговый конвертер ESS Sabre ES9023, работающие с цифровыми сигналами до 192/24, четырёхслойная печатная платоа с позолоченными дорожками. К устройству можно одновременно подключать две пары стереотелефонов. Кроме этого, имеется аналоговый вход, регулятор громкости и оптический выход TOSLINK, с помощью которого Х1 может работать, как USB-S/PDIF конвертер. Встроенного литий-ионный аккумулятор емкостью 2600 мА•ч обеспечивает непрерывную работу в течение 7,5 часов. Есть ещё второй вход USB для подключения мобильных устройств Apple. В общем, универсальное малогабаритное устройство с высококачественным звучанием.

Два ЦАПа ADL GT40 и Esprit, хотя и предназначены, в основном, для работы с наушниками, но выдают такой качественный сигнал, что вполне могут работать и в хороших домашних аудиосистемах.

Более новая модель Esprit (29 700 руб., на снимке – слева) – это не только цифроаналоговый преобразователь, это многофункциональный аппарат в совсем небольшом корпусе. Как ЦАП, он имеет два входа S/PDIF (коаксиальный и оптический) и USB, и может обрабатывать сигналы до 192/24 (USB до 96/24). Esprit оснащён аналоговым входом и регулятором громкости, а это значит, что он может работать, как предварительный усилитель. А самое интересное – это устройство имеет ещё встроенный аналого-цифровой преобразовывать. С его помощью можно аналоговый сигнал, например, от проигрывателя грампластинок переводить в цифровую форму и записывать на жёсткий диск компьютера, подключённого к Esprit по USB. Надо ещё не забыть про цифровой выход TOSLINK, который используется для вывода цифрового сигнала (в том числе, многоканального), поступающего в Esprit от ПК. Удивительная многофункциональность и хорошее звучание.

Ещё один новый преобразователь с выходом на наушники – Lead Audio Northrn Fidelity (NF) (22 500 руб.) из Дании. В ЦАПе установлен конвертер TI PCM 1796, имеются коаксиальный, оптический и USB цифровые входы, симметричный и несимметричный аналоговые выходы, выход на наушники с регулятором громкости. Одна из отличительных характеристик этого преобразователя – наличие прецизионного тактового генератора и применение специальной технологии снижения шумов. В аналоговых каскадах NF DAC используется схема связи по постоянному току и отсутствуют разделительные конденсаторы, что, по мнению разработчиков, должно обеспечить наилучшее звучание. Этот ЦАП – первая модель из серии Northern Fidelity, в которую входят также аналоговый усилитель NF AMP-A и цифровой усилитель класса D NF AMP-D, поступающие в продажу в 2014 году.

Цифроаналоговый преобразователь D 1050 (17 900 руб.) известной канадской компании NAD, которой в прошлом году исполнилось 40 лет, тоже имеет выход на наушники. А кроме этого, D 1050 оснащён симметричными и несимметричными выходами, и хорошим набором цифровых входов: USB, двумя оптическими и двумя коаксиальными. USB-интерфейс, работающий по асинхронному типу, снабжён высокоточным тактовым генератором. Применение многослойных монтажных плат и внешнего блока питания, наряду с другими техническими решениями, позволяет снизить уровень шумов и влияние электромагнитных помех. Усилитель для наушников собран на дискретных элементах.

Компактный ЦАП Arcam irDAC (27 900 руб.), несмотря на свою новизну (он появился в этом году), уже успел получить положительные отзывы и даже завоевать звание «Продукт года» журнала WHAT HI-FI?

Этот аппарат известной английской компании Arcam внешне похож на своего предшественника rDAC, но лучше оснащён и лучше звучит. Первые две буквы в названии «ir» означают, что ЦАП имеет инфракрасный пульт дистанционного управления, с помощью которого можно также управлять подключённым компьютером или мобильным устройством Apple. В преобразователе используется конвертер TI PCM 1796, установлен малошумящий блок питания с восьмью схемами стабилизации, полностью изолированы цифровая и аналоговая части. А применение специальной схемы снижения джиттера, которая ранее была разработана для хай-эндовского Arcam FMJ D33, позволяет практически полностью устранить влияние этого неприятного фактора на звук. irDAC имеет шесть цифровых входов: асинхронный USB и два коаксиальных – все с поддержкой до 192/24, два оптических (до 96/24) и вход USB для подключения iPhone/iPod/iPad.

ЦАП Simaudio Moon Nēo 380D (от 181 000 руб. в зависимости от комплектации) – из другой ценовой категории и, соответственно, имеет более высокий уровень технических решений и применяемых деталей. В качестве конвертера используется высококачественная микросхема ESS SABRE32 ES9016, установлены два раздельных источника питания для цифровой и аналоговой цепей с тороидальными трансформаторами и 11 каскадами стабилизации напряжения, а печатные платы – четырехслойные. Технологии снижения джиттера собственной разработки Time Domain Jitter Eliminator и MOON Asynchronous Jitter Control позволяют снизить его до величины менее 1 пс. Дополнительно может быть установлен модуль регулировки громкости M-eVOL на дискретных резисторах, как в самой дорогой серии Moon Evolution.

Ламповый ЦАП из серии Illumina российской компании G9 выделялся среди преобразователей других производителей не только внешним видом, но и техническими решениями. Сразу обращает на себя внимание передняя (оказалось, и задняя) панель корпуса, выполненная из полированной нержавеющей стали. Вместе со стенками из алюминиевого сплава такая конструкция корпуса, как считают разработчики G9, усиливает подавление электромагнитных помех. В преобразователе используется мультибитовая дельта-сигма архитектура на микросхеме Cirrus Logic SC4398. Выходные каскады, компоненты которых тщательно подобраны попарно, реализованы на двойных триодах 6N6P. ЦАП оснащён тремя цифровыми входами (коаксиальным и оптическим S/PDIF, и AES/EBU), а также симметричными и несимметричными аналоговыми выходами.

Надо отметить, что среди компонентов G9 больше всего меня заинтересовал не этот ЦАП, а ламповые усилители мощности G9 Illumina и G9 Nero 88, подключённые по схеме двухполосного усиления («биампинг») к акустике Daniel Hertz M1 Reference, и предусилитель G9 Sinners.

Аудиосистема, в которой в качестве источника использовался транспорт Drive II и ЦАП Tube DAC II SE немецкой компании Accustic Arts, была установлена в зале «Москва» на первом этаже «Ирис Конгресс Отеля» и выдавала превосходный звук. Аппаратура стояла на сцене, и при небольшом усилии воображения можно было себе представить  певицу, выходящую к зрителям, подходящую к микрофону и поющую именно через эту аудиосистему, – настолько натуральным было её звучание.

Если вы интересуетесь ламповыми усилителями экстра-класса, то рекомендую обратить внимание и на ещё один усилитель российского производства – SST Audio The Essence, который не может не понравиться и своим звучанием, и внешним видом. Однотактный интегральный усилитель собран на семи лампах, четыре из которых задействованы в выпрямителе, и выдаёт 40 Вт в классе А. Корпус, дизайн которого разработан совместно с итальянской фирмой Zagato, изготовлен из массива дерева фраке и титана, а шасси – из нержавеющей стали и титана, что снижает резонансы корпуса. Масса одного моноблока 46 кг.

Среди наиболее запомнившихся мне акустических систем необходимо обязательно упомянуть о колонках Sonus Victor SV 300 из Италии.

Эти акустические системы практически полностью изготовлены руками сотрудников этой небольшой молодой компании, за исключением металлических диффузородержателей и магнитов динамических головок. Диффузоры выполнены из специальным образом обработанной целлюлозы. Корпус закрытого типа изготовлен из натурального дерева. Все комплектующие кроссоверов – высшего уровня и подобраны попарно. Интересно, что разработчик этих акустических систем (кстати, в прошлом – наш соотечественник) сначала делал колонки исключительно для себя, постепенно доводя их звучание до такого уровня, который лично его устраивал. Оказалось, что у него настолько хорошие слух и конструкторские способности, что звучание систем постепенно стало нравиться не только ему, но и другим слушателям. Несмотря на высокую цену, акустические системы Sonus Victor, линейка которых в настоящее время насчитывает пять различных конструкций, сразу стали популярными в Италии,а теперь уже поставляются в другие страны. Музыка в исполнении этой акустики буквально доходит до души. Поэтому не случайно, что в качестве девиза компании выбраны слова: «Только музыка является универсальным языком, который не нуждается в переводе, и именно поэтому она звучит для души...»

В заключение по традиции необходимо рассказать о Лучшей аудиосистеме выставок MAS и MHES 2013 года по мнению сайта ПК Аудиофил.

Когда я вошёл в комнату с этой аудиосистемой, то сразу почувствовал что-то необычное. Не было слышно никаких разговоров слушателей между собой. Все сидели тихо, внимая музыке, как в концертном зале во время исполнения классической музыки. Собственно, системы, в обычном понимании этого слова, в комнате не было – стояли только две малогабаритные колонки и что-то небольшое рядом с ноутбуком на столе. А самым необычным был звук, который просто завораживал своей неожиданной чистотой, натуральностью и какой-то необыкновенной лёгкостью, как будто кто-то распахнул окно на улицу, где играет оркестр. Абсолютно точное воссоздание звуковой сцены, абсолютно верный тональный баланс, абсолютная нейтральность звучания в сочетании с высокой музыкальностью и отсутствием какой-либо аналитичности. Как мне показалось, по первому впечатлению, и в чём я убедился позже, после внимательного прослушивания, – именно такой звук должен соответствовать понятию высокая верность воспроизведения (то самое high fidelity).

Однако, в этом, как оказалось, нет ничего необычного – ведь звук принадлежал современной студийной аппаратуре высшего уровня – системе Grimm LS1. Голландская фирма Grimm Audio до сих пор была известна в основном своей продукцией профессионального назначения: мониторами, аналого-цифровыми преобразователями, тактовыми генераторами, программным обеспечением для студий звукозаписи и т. п. Однако в последнее время она решила совместить свои лучшие разработки для профессионалов с целями высококачественного воспроизведения аудиофильского уровня для домашнего применения. Судя по всему, это получилось, если принять во внимание большой успех их аудиосистемы, например, на выставках High End Show в Мюнхене (ФРГ) и Rocky Mountain Audio Fest в штате Колорадо (США) в этом году, и буквально восторженные отзывы в прессе.

Основная часть системы – это профессиональные мониторы LS1 со встроенными в них высококачественными усилителями класса D (по три на канал), аналого-цифровым и цифроаналоговым преобразователями, прецизионным тактовым генератором Grimm СС1 и активным частотным фильтром с фазовой коррекцией на основе 48/76-битного ЦСП. Мониторы имеют очень ровную частотную и фазовую характеристику, и широкую диаграмму направленности.

В нижней части звуковых колонок установлен сабвуфер LS1s, направленный вверх, позволяющий воспроизводить частоты до 35 Гц. Как пояснил представитель компании Grimm Ричард Томанек (Richard Tomanek), в одной из колонок установлены аналоговые и цифровые входы, а звук от этой колонки к другой передаётся в цифровом виде по коаксиальному кабелю.

В качестве источника использовался ноутбук, звуковые файлы с которого передавались на конвертер USB-S/PDIF, работающий по асинхронному типу. А рядом с конвертером находилось устройство дистанционного управления для регулировки уровня сигнала и переключения входов. Вообще, в системе LS1 применено много интересных решений, причём отработанных с особой тщательностью, присущей профессиональному оборудованию, и при желании можно более подробно ознакомиться с ними на сайте Grimm Audio. Если же вы не смогли послушать систему Grimm LS 1 в этом году, очень рекомендую сделать это на выставке Hi-Fi & High End Show в Москве в апреле 2014 года. Это − фантастика!

А. Кузнецов
Вверх