цифровые технологии и качественный звук

18-я международная выставка аудио-видео аппаратуры высшего класса проходила в Москве с 11 по 14 апреля 2013 года в отеле «Аквариум» выставочного центра «Крокус Экспо».

Как всегда, нас в первую очередь интересовали новинки цифрового аудио для музыки с высоким разрешением (ВР), которое в последние годы широко представлено на этой выставке.

В этом году экспонировалось большое количество различных цифровых источников звука: музыкальных серверов, сетевых проигрывателей, цифровых плееров, мини-систем на основе таких источников. Ещё большее развитие получила тенденция создания цифровых комбинированных компонентов, сочетающих в себе, например, проигрыватель компакт-дисков и ЦАП для внешних источников высокого разрешения, или сетевой проигрыватель и ЦАП, или сетевой и CD-проигрыватель в одном корпусе и т. п.

Сетевой проигрыватель Streamer ES (176 400 руб., на снимке расположен сверху) немецкой компании Accustic Arts предназначен для воспроизведения аудиофайлов ВР до 192 кГц/24 бит форматов WAV и FLAC. Проигрыватель имеет два USB-порта, цифровые вход и выход S/PDIF, причём наличие входа позволяет использовать компонент в роли отдельного цифроаналогового преобразователя.

Подключение к локальной сети может осуществляться через Ethernet или беспроводной Wi-Fi. Проигрыватель оборудован цветным ЖК-дисплеем 3,5", высококачественным блоком питания и антирезонансным шасси. В комплекте имеются программные приложения для устройств iOS и Android, которые могут использоваться в качестве пультов управления.

Одна из новинок новозеландской компании Plinius, известной своими компонентами класса high-end, – сетевой проигрыватель Tiki (210 000 руб.). Для подключения к сети используется вход Ethernet, поддерживаются форматы FLAC и WAV до 192/24, а также AIFF и МР3. Проигрыватель оборудован высококачественным ЦАПом и имеет симметричные и несимметричные аналоговые выходы. Управление осуществляется с помощью какого-либо мобильного устройства Apple, для которого имеется специальное приложение. Обращает на себя внимание внешний дизайн аппарата, выполненный, как и у многих других компонентов Plinius, в минималистском стиле.

Полнофункциональный сетевой музыкальный проигрыватель Cambridge Audio Stream Magic 6 (39 900 руб., на снимке расположен сверху) оборудован схемой повышения частоты дискретизации до 384 кГц ATF2, может работать с различными цифровыми источниками, в том числе, в беспроводном режиме. Управление проигрывателем может осуществляться одним из трёх способов: может использоваться передняя панель, пульт дистанционного управления или iPhone, iPad или устройство Android с помощью приложения Stream Magic для дистанционного управления.

Кроме сетевого проигрывателя Stream Magic 6 британская компания Cambridge Audio была также представлена проигрывателем компакт-дисков Azur 851C (69 990 руб.), который совмещает в себе дополнительно ЦАП и предусилитель. В этом проигрывателе также используется технология повышения частоты дискретизации ATF2, а ЦАП имеет три варианта фильтра, выбираемых слушателем по своему вкусу.

Универсальный проигрыватель немецкой компании T+A MP 3000 HV (543 600 руб.) может обрабатывать цифровой сигнал от разных источников: встроенного CD-привода и FM-тюнера, сетевого устройства или внешних источников, в том числе компьютера или мобильного устройства, подключаемого через один из семи цифровым входов – USB, AES/EBU или S/PDIF. При этом аппарат может работать, как отдельный ЦАП. Цифроаналоговое преобразование выполняется с помощью схемы на четырёх конвертерах. Проигрыватель оснащён совершенной схемой подавления джиттера и имеет раздельные блоки питания для цифровой и аналоговой части.

Компания Pioneer была представлена сразу четырьмя цифровыми аудиопроигрывателями, два из которых – N-30-K (15 990 руб.) и N-50-K (17 199 руб., изображён на снимке) – сетевые проигрыватели, а PD-30-K (14 990 руб.) и PD-50-K (22 990 руб.) – проигрыватели супер-аудио дисков с возможностью воспроизведения аудиофайлов, записанных на флэш-накопителе, или с мобильных устройств iPod/iPhone/iPad. Интересно, что два последних проигрывателя, кроме воспроизведения SACD и CD, обладают способностью воспроизводить также музыку с DSD-дисков. Все проигрыватели Pioneer оборудованы коаксиальным и оптическим цифровыми входами и могут использоваться в качестве ЦАПов.

На выставке были показаны цифровые компоненты Onkyo. Сетевой аудиопроигрыватель T-4070 (40 000руб., на левом снимке), входящий в серию Reference, оснащён системой Apple AirPlay для приема потокового аудио по беспроводным локальным сетям. Приложения Onkyo Remote Apps для Apple и Android позволяют обеспечить дистанционное управление с соответствующих мобильных устройств. Сигнал может сниматься с проигрывателя в цифровой форме через один из трёх выходов (AES/EBU, оптический и коаксиальный) или в аналоговой форме – через несимметричные выходы.

Onkyo CR-N755 (16 000 руб.) – сетевой CD-проигрыватель, позволяющий воспроизводить музыку с компакт-дисков, внешних цифровых источников, или с эфира при помощи встроенного FM/AM-тюнера. Несмотря на свои компактные размеры, проигрыватель имеет высококачественный усилитель мощностью 22 Вт на канал. Аппарат очень универсален: он может работать, как отдельный ЦАП, усилитель для наушников, и может обрабатывать DSD-файлы.

Cетевой CD-проигрыватель был представлен и другой японской фирмой – Yamaha. CD-N500 (18820 руб.) поддерживает воспроизведение аудиофайлов до 192/24, а приложение Yamaha NP Controller позволяет организовать управление аппаратом со смартфона или планшетного компьютера.

Ещё одна японская фирма Marantz порадовала демонстрацией двух бескомпромиссных цифровых источников: сетевого проигрывателя NA-11S1 серии Premium и CD-проигрывателя SA-KI. Первый из них (158 000 руб.) воспроизводит музыкальные файлы вплоть до 192/24, имеет оригинальные DSP-процессор и цифровой фильтр PEC777, которые, как утверждают разработчики, раньше можно было встретить только в профессиональном оборудовании. Три цифровых входа позволяют использовать это устройства, как отдельный ЦАП.

Второй аппарат, Marantz SA-KI (59 000 руб.), является, по сути, многофункциональным устройством, хотя скромно назван CD-плеером. Кроме компакт-дисков, он может проигрывать SACD, файлы с компьютера или мобильного устройства и работать, как внешний ЦАП, оборудованный USB, коаксиальным и оптическим входами.

Комбинированные устройства – проигрыватель/ЦАП – были представлены и другими производителями. Musical Fidelity M6 CD (108 130 руб.) имеет три цифровых входа (коаксиальный, оптический и USB) для подключения к ЦАПу, который может обрабатывать сигналы высокого разрешения до 192/24.

Проигрыватель/ЦАП TAD D600 (1 560 210 руб.) поражал не только своей высокой ценой, но и конструкцией высшего класса. Компания TAD, дочернее предприятие Pioneer, специализирующееся на выпуске аппаратуры класса high-end, известна своими оригинальными техническими решениями и конструкциями, имеющими уникальные характеристики.

Одно из таких решений – механизм CD/SACD-привода высокой точности считывания. Применение в считывающей головке новой оптической системы и алюминиевый лоток для диска, изготовленный с использованием высокоточного оборудования, обеспечивают наилучшую фокусировку лазера и уменьшение уровня вибраций для безошибочного считывания данных с диска.

Цели снижения вибраций служит и литое алюминиевое шасси проигрывателя с помещенной внутри стальной пластиной толщиной 6 мм с медным покрытием. Эта конструкция не только гасит резонансы, но и обеспечивает надёжное экранирование электронных схем. В D600 использован новый высокоточный кварцевый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator), разработанный TAD совместно с компанией, производящей прецизионные кварцевые резонаторы.

Проигрыватель может использоваться в качестве внешнего ЦАПа с разрешением до 192/24 и оснащён коаксиальным S/PDIF и балансным AES/EBU цифровыми входами. Кроме этого имеется цифровой выход с двукратной предискретизацией (88,2 кГц) для повышения точности воспроизведения и детальности звучания обычных компакт-дисков.

Проигрыватель состоит из двух блоков, вес основного блока 26,5 кг, а отдельного блока питания –13 кг. В блоке питания установлен тороидальный 400-ваттный (!) силовой трансформатор, хотя сам проигрыватель потребляет всего 32 Вт. Основной блок и блок питания соединяются двумя кабелями: один используется для подачи электропитания для цифрового тракта, другой — для аналогового.

Широко была представлена на выставке продукция японской компании Luxman. Среди цифровых компонентов обращали на себя внимание SACD/CD-проигрыватели D-08 и D-06 (525 000 и 296 600 руб. соответственно), которые оснащены входами S/PDIF для подключения других цифровых источников к встроенному ЦАПу. В обоих аппаратах используется оригинальный, собственной разработки дисковый привод LxDTM с алюминиевым загрузочным лотком, отличающийся высокой точностью считывания данных с диска, а также полностью балансная аналоговая схема на дискретных элементах, которая питается от отдельного силового трансформатора. Во флагманской модели Luxman D-08, кроме этого, применена фирменная технология отрицательной обратной связи ODNF (Only Distorsion Negative Feedback), ранее опробованная в усилителях Luxman. О ЦАПах Luxman поговорим позже.

Другая японская компания TEAC, которой в этом году исполняется 60 лет, была представлена двумя сериями относительно доступных аудиофильских компонентов Reference 501 и Н01. В первую, более совершенную серию входят четыре аппарата стоимостью 31 500 руб. каждый: проигрыватель PD-501HR, ЦАП UD-501, интегральный цифровой стереоусилитель AI-501DA и усилитель для наушников HA-501. Все компоненты серии выполнены в единой дизайнерской концепции в компактных, полностью металлических корпусах с толстыми алюминиевыми панелями и достаточно массивным стальным шасси.

Проигрыватель TEAC PD-501HR – это не просто CD-проигрыватель. Кроме компакт-дисков, аппарат читает DVD-диски, а также умеет проигрывать записанные на DVD файлы DSD с частотой 2,8 и 5,6 МГц формата DSF, и ИКМ-файлы формата WAV с разрешением до 192/24. Файлы WAV с частотой дискретизации 44,1 и 48 кГц могут воспроизводиться с дисков CD-ROM/R/RW. В режиме Pure Mode звучание проигрывателя может быть улучшено, так как отключаются цифровые выходы, а DSD-сигнал преобразуется ЦАПом в аналоговый напрямую, без предварительной конвертации в ИКМ. Аппарат получил привод со щелевой загрузкой, в котором используется специальный стабилизирующий механизм VACS (Vibration Acoustic Control Structure), способствующий подавлению вибраций и более точной работе считывающего устройства.

Цифроаналоговый преобразователь TEAC UD-501 может обрабатывать ИКМ-сигналы с разрешением до 384 кГц/32 бит, а также аудиосигналы в формате DSD с частотой дискретизации 2,8 и 5,6 МГц без предварительной конвертации в ИКМ или с ней. Аппарат имеет шесть типов цифровых фильтров – два для ИКМ-сигналов и четыре для DSD с различными частотами среза, а также собственный высокоточный тактовый генератор. Есть в ЦАПе полезная функция отключения цепи асинхронного USB-входа, если задействован любой из четырёх входов S/PDIF – коаксиальный или оптический.

Интегральный цифровой стереоусилитель TEAC AI-501DA с помощью встроенного ЦАПа может работать также с цифровыми сигналами через входы S/PDIF (один коаксиальный и два оптических) или USB. Асинхронное преобразование сигнала с входа USB выполняется в AI-501DA с помощью микросхемы Tenor, имеется также прецизионный тактовый генератор.

Высококлассный усилитель для наушников TEAC HA-501 собран по балансной схеме, работает в классе A и совместим с различными моделями головных телефонов.

Все перечисленные аппараты 501 серии имеют совершенные схемы выпрямителей, которые обеспечивают чистоту и стабильность питания. Аналоговые и цифровые секции цифровых устройств запитаны отдельно. Применяются шестислойные стеклоэпоксидные печатные платы с минимальной длиной пути прохождения сигнала.

На выставке была показана пара интересных цифровых компонентов – транспорт и ЦАП PerfectWave – американской компании PS Audio. Главная особенность PerfectWave Transport (159 600 руб., на снимке изображён снизу) заключается в том, что при считывании информации с оптического диска данные сначала попадают в буфер, а затем обрабатываются с помощью специальной схемы Digital Lens («Цифровая линза»). При этом цифровой поток передается в асинхронном режиме и заново синхронизируется тактовым генератором аппарата. Благодаря такой технологии, напоминающей принцип работы асинхронного USB-входа ЦАПа, уровень джиттера снижается до минимально возможных значений. Кроме компакт-дисков транспорт PerfectWave может воспроизводить и DVD-R с записанными на них файлами ВР до 192/24 формата WAV. Через встроенное интернет-соединение могут скачиваться обложки альбомов, названия песен и другие метаданные, которые затем выводятся на цветной сенсорный дисплей.

PerfectWave Transport кроме коаксиального, оптического и AES/EBU-выходов оснащён также выходом HDMI с передачей по стандарту I2S для соединения с цифроаналоговым преобразователем PS Audio PerfectWay MKII DAC.

Схема Digital Lens, способствующая снижению джиттера, установлена и в PerfectWave MKII DAC. С помощью дополнительной сетевой платы Bridge этот ЦАП может быть фактически преобразован в музыкальный сервер ВР, позволяющий воспроизводить цифровое аудио с параметрами до 192/24, поступающее с ПК или с накопителя на жестких дисках. Как и в транспорте PerfectWave, обложка музыкального альбома может выводиться на сенсорный экран ЦАПа. По выбору можно задействовать один из пяти цифровых фильтров. Стоимость PerfectWave DAC MkII с установленным блоком Bridge – 191 200 руб. Управлять работой обоих аппаратов, транспотра и ЦАПа, можно как с прилагаемого пульта ДУ, так и с мобильного устройства, на котором должно быть установлено специальное ПО eLyric Music Manager. На снимке транспорт и ЦАП PS Audio изображены с отдельными блоками питания PerfectWave PowerBase, которые вносят заметный вклад в улучшение звучания.

Среди цифроаналоговых преобразователей других производителей, представленных на выставке Hi-Fi & High End Show 2013, можно отметить ЦАПы Antelope Zodiac, Bryston, Hegel, Luxman и McIntosh.

Болгарская компания Antelope, известный производитель ЦАПов и студийных тактовых генераторов, показала на выставке линейку из трёх преобразователей Zodiac, Zodiac + и Zodiac Gold (стоимость от 85 000 до 165 000 руб.), в которых использованы технологические решения уровня профессионального оборудования. Все ЦАПы оборудованы ультраточными термостатированными тактовыми генераторами, используют 64-битную технологию преобразования, имеют прецизионные регуляторы громкости и высококачественные усилители для наушников. Zodiac Gold поддерживет частоту дискретизации до 384 кГц и на фото изображён с отдельным блоком питания Volticus.

На выставке был показан новый флагман цифроаналоговых преобразователей норвежского производителя Hegel – HD25. HD25 (99 000 руб.) оснащён четырьмя цифровыми входами: двумя коаксиальными, оптическим и USB. Последний имеет гальваническую развязку и может работать в асинхронном режиме. В комплект ЦАПа входит пульт дистанционного управления с регулировкой громкости.

ЦАП Luxman DA-200 (110 500 руб.) имеет выход на наушники, регулировку громкости и аналоговые входы, что делает его полноценным цифровым предусилителем. В ЦАПе используется дифференциальный выходной каскад, работающий в классе A. А топология печатных плат с круговым рисунком дорожек, традиционная для изделий компании Luxman, и тщательное экранирование внутренних соединений вносят положительный вклад в качество звучания аппарата. Вторая модель, DA-100 (56 500 руб.), во многом схематически схожа со своей «старшей сестрой», однако не имеет входных аналоговых каскадов, а регулировка громкости предназначена только для наушников. Можно заметить, что дизайн аппаратов, как и у многих других компонентов Luxman, выполнен в стиле 70-80-х годов прошлого века.

Цифровой предусилитель McIntosh D100 (127 500 руб.) имеет пять цифровых входов: два оптических, два коаксиальных и один USB, регулируемые и нерегулируемые XLR и RCA выходы, а также выход для наушников. Однако аналоговыми входами аппарат не оснащён и поэтому не может использоваться в качестве полноценного предусилителя. D100 поддерживает сигналы до 192/32 через асинхронный USB-вход и до 192/24 через остальные входы. Как и все другие компоненты американской компании McIntosh, D100 имеет традиционный, легко узнаваемый внешний дизайн.

Превосходная пара компонентов Bryston – цифровой проигрыватель BDP-2 и ЦАП BDA-2 – были продемонстрированы в комплекте вместе с предусилителем и усилителем этой же канадской фирмы и акустикой Apertura Onira. Как мы можем оценить по звучанию системы в целом, вторая попытка Bryston (следом после успешных BDP-1 и BDA-1) создать высококачественные цифровые компоненты явно удалась.

Цифровой проигрыватель BDP-2 (165 550 руб.) может получать файлы до 192/24 с входа USB (6 шт.), сетевого Ethernet (2 шт.) или порта eSATA. Возможна также установка внутреннего жёсткого диска. Для выхода могут быть задействован разъём XLR (AES/EBU) или BNC (S/PDIF). Проигрыватель оснащён улучшенным, по сравнению с BDP-1, блоком питания, специально разработанной для него системной платой с встроенным процессором Intel Atom, оптимизированной операционной системой Linux. Дистанционное управление – с помощью пульта, мобильных устройств iOS/Android или ПК.

Ничем не уступает ему ЦАП Bryston BDA-2 (133 000 руб.). Вместо чипов производства Crystal (у BDA-1) используются 32-битные AKM, имеется два раздельных блока питания (для цифровой и аналоговой части). Выходные аналоговые каскады собраны на дискретных элементах и работают в классе А.

Компания Naim из Великобритании была хорошо представлена на выставке. Музыкальные серверы и ЦАПы, в том числе новый DAC-V1 (72 110 руб.), можно было не только посмотреть, но и услышать в работе. Несмотря на свои небольшие размеры, этот преобразователь оснащён пятью цифровыми входами S/PDIF и асинхронным USB с поддержкой сигналов до 384 кГц/24 бит, двумя видами аналоговых выходов (регулируемые и нерегулируемые), аналоговым регулятором громкости с цифровым управлением и однотактным усилителем класса А для наушников. Как и в более дорогих ЦАПах Naim, в схеме DAC-V1 используется оптическая развязка цифровой и аналоговой части.

Кстати, нам очень понравилось звучание системы Naim через колонки Ovator S-600. Характерной особенностью этих акустических систем является использование широкополосного BMR-излучателя с диффузором сотовой структуры. Применение этого излучателя делает возможным полностью отказаться от кроссовера, устанавливаемого в акустических системах между среднечастотным и высокочастотным динамиками, в критически важной для звуковоспроизведения полосе частот.

Также на нас произвело впечатление великолепное качество звучания системы Audio Note (UK), состоящей из флагманских компонентов компании: CDT-Five, DAC 5 Special Edition, Ongaku, AN-E. Если попытаться сравнить между собой аудиосистемы, полностью составленные из компонентов и акустики одного и того же производителя, то, пожалуй, эта система от Audio Note звучала на выставке лучше других при воспроизведении обычного компакт-диска.

Из акустических систем, которые были представлены на выставке, хотелось бы отметить необычные системы Round Audio российского происхождения. Звучание этих систем привлекало своей поразительной натуральностью и лёгкостью восприятия возникающих звуковых ощущений, что не всегда можно встретить при прослушивании самых дорогой акустики именитых компаний. Принципы, которые закладывались разработчиками при создании этих систем – точечный источник звука, минимальные фазовые и интермодуляционные искажения, и необычное конструктивное решение – использованы сферические корпуса из литого алюминия, дали, как нам кажется, положительный результат, который можно реально услышать.

Снова, как и в прошлом году, порадовали особо точным звуковоспроизведением акустические системы 300-й серии Slonov Sound Design, тоже российского производства.

Если попытаться определить основную тему выставки «Hi-Fi & High End Show 2013», то, учитывая большое количество и разнообразие цифровых проигрывателей – сетевых плееров, музыкальных серверов, комбинированных проигрывателей с оптическими приводами и возможностью воспроизводить музыку с высоким разрешением c ПК, показанных в этом году (а мы представили здесь только часть из них), можно сказать, что, основная тема выставки – цифровые источники сигнала.

Интерес к выставке был, как всегда, очень большой. Несмотря на некоторое снижение количества участников, она продолжает удерживать свои многолетние традиции, являясь ежегодным праздником для всех любителей музыки с высоким качеством звуковоспроизведения.

А теперь, по традиции, назовём Лучшую аудиосистему выставки «Hi-Fi & High End Show 2013» по мнению ПК Аудиофила. В этом году – это система, представленная компанией «Ultima» из Санкт-Петербурга. Звучание этой системы настолько точное и одновременно эмоционально насыщенное, что побуждает слушателя забыть о таких вещах, как технические параметры компонентов и их стоимость, и полностью погрузиться в музыкальные ощущения. Следует подчеркнуть, что компания «Ultima», ставя перед собой цель превратить концепцию высокой верности звучания в реальность, использует для этого бренды и компоненты только бескомпромиссного уровня.

Итак, состав Лучшей аудиосистемы выставки «Hi-Fi & High End Show 2013» по мнению сайта ПК Аудиофил:

Источник:

Предварительный усилитель:

Усилители мощности:

Акустические системы:

Кабели:

Сетевые фильтры:

Виброизоляционные подставки:

CD/SACD-проигрыватель EMM Labs XDS1 V2 

Pass Labs XP-30

моноблоки Pass Labs XА 200.5

Wilson Audio Alexia

Shunyata Research (межкомпонентные, акустические, сетевые)

Shunyata Research Hydra Typhon и Hydra Talos

Silent Running Audio (SRA) 

 

П. Авдеев

Дополнительная информация о выставке «Hi-Fi & High End Show 2013»:

Программа Smart Install для дизайнеров, архитекторов и инсталляторов на выставке HI-FI & High End Show

Акустические системы, домашние кинотеатры и аппаратура для воспроизведения винила — новинки

Российские эксперты назвали лучшую Hi-Fi и High End аппаратуру 2013 года

Итоги выставки Hi-Fi & High End Show 2013

Вверх