Поводом для этих заметок послужило знакомство с двумя любопытными книгами.
1001 Albums You Must Hear Before You Die
Publisher: Universe Publishing | ISBN: 0789313715 | edition 2006 | 960 pages |
General Editor: Robert Dimery, Preface by Michael Lydon.
Selected and Written by Leading International Critics.
1001 Albums You Must Hear Before You Die is a musical reference book edited by Robert Dimery, released in 2006. It consists of a list of albums released between 1955 and 2005, part of a series from Quintessence Editions Ltd. The book is arranged chronologically, starting with Frank Sinatra's In the Wee Small Hours and concluding with Myths of the Near Future by Klaxons. Each entry in the list is accompanied by a short essay written by a noted music critic. The entries are accompanied by pictures, quotes, and additional information (such as the album's running time and producer). Film soundtracks were excluded unless they consisted fully of original material.
1000 Recordings to Hear Before You Die
Publisher: Workman Publishing | ISBN: 0761139638 | edition 2008 | 992 pages|
1,000 Recordings To Hear Before You Die is a musical reference book written by Tom Moon, published in 2008. It consists of a list of recordings, mostly albums, arranged alphabetically by artist or composer, starting with ABBA's Gold and concluding with ZZ Top's Tres Hombres. Each entry in the list is accompanied by a short essay followed by genre classifications, Moon's choices for "key tracks" from albums, the next recommended recording from the same artist or composer, and pointers to recordings on the list by other artists that are similar or otherwise related.
Although the list of rock recordings is the longest in the book, Moon also includes a broad range of classical, jazz, blues, folk, country, R&B, electronica, hip-hop, gospel, opera, musicals, pop, vocals, and world music.
Moon was a music critic at the Philadelphia Inquirer for 20 years and also a contributor to Rolling Stone, Blender and other publications.
Коллекционеры обыкновенно со скептицизмом относятся к подобным рекомендательным изданиям – в конце концов, у всех собственные уши, опыт и вкусы, – но там бывает немало любопытной или полезной информации, etc…
Да и хорошая коллекция нередко составляет не 1000 альбомов, а гораздо больше, к тому же она усилиями владельца постоянно пополняется – самыми разными способами…
Практически для коллекционера с хорошими интернет-связями в соответствующих международных сообществах, доступно вообще всё, что было издано на любых носителях, или вещалось в эфир, или исполнялось на серьезных концертах, – достать то или иное – вопрос только желания, времени и знаний.
К тому же, как становится ясно (и о чём подчас даже не подозревают те, кто вроде бы любит и знает музыку своей молодости), например, огромный объём музыки «шестидесятых» вообще размещен лишь на «синглах» (до контрактов с выпуском альбомов «дотягивали» лишь те исполнители, кому всерьез «повезло») – это и было живым музыкальным процессом тех лет, действующей моделью музыкального бизнеса, основным потоком музыки (ну, и еще некоторое время, – «миньоны» по всему миру) – всё это тысячи ныне «неизвестных» songs & tracks!
Для западного ровесника это было обычным делом, – пойти и купить на карманные деньги именно новый «сингл», – до нас же (в СССР) в те времена «доплывали» лишь LP, с очевидными именами…
Кроме того, в период наступления на рынок «компакт-кассет», многое издавалось в виде магнито-альбомов (обычно сборников, c Dolby) – продавалось это по всему миру в супермаркетах, «на сдачу» или в виде «бонусов» к покупкам…
Ясно, что переиздать всё это (да еще с прибылью) дело сложное (с правами), и ныне никто на фирмах (и даже японцы) за это даже не берётся… К тому же, просто не хватит никаких объемов никаких box-set-ов!
Вот, например, очередная приватная коллекция ”singles-only” родом из Германии и Нидерландов ”Shläger-Sterne” объемом в 186 CD!, «забитых под завязку» интереснейшими вещами тех лет, с хорошим качеством, – а сколько таких великолепных частных собраний!
Хорошо обстоит с этим дело в Нидерландах (и, кажется, в Австралии) – так, у голландцев существует специальный исследовательский «Институт популярной музыки», который тщательно собирает и всерьёз издает всё «своё», в специальной серии, – многое там и на английском, весьма качественное и интересное в музыкальном смысле…
Как ни странно, неплохо обстоит дело и у нас, с русскоязычными исполнителями, – только в серии «Хиты С Катушек» (которая «сразу» издаётся в mp3) –множество выпусков, по 60-90 вещей на диске (mp3!) – чего только не выпушено, включая забытые группы и ансамбли, певцы-певицы едва ли не с танцплощадок и из ресторанов – нередко вовсе не бесталанных, и с забавным репертуаром…
Но… вернусь к теме…
Для западного серьезного собирателя главным, как правило, является обладание (за любые деньги) самим редким изданием на виниле: SP («синглом»), или EP («миньоном»), или LP («долгоиграющей пластинкой»), желательно «перво-прессом», не «запиленным», с «живой» обложкой, и т.п…
Все эти дорогие и аукционные редкости постепенно оседают (и уже осели) у владельцев и более не перепродаются (возможен лишь обмен, на особых условиях) – поделиться же самой музыкой с «friends», и с «гарантией широкого нераспространения», они вовсе не прочь, тем более, что всё равно обычно тут же, тщательнейшим образом, на достойной аппаратуре, с хорошим опытом переводят очередной раритет в цифровую форму и слушают его именно в таком виде, а саму пластинку благоговейно ставят на полку…
Таким образом, коллекционеры музыки тех лет (60-70-х, а теперь уже и «диско-лет») просто перешли на «самообслуживание» – и то, что делается настоящими энтузиастами по всему миру, конечно, не под силу нынче никакой фирме, – кстати, включая и качество релизов, – ибо передовой опыт и технологии распространяются в этих кругах быстро, а денег и времени (на любимое дело) им не жалко никаких – отсюда и хорошие результаты…
А тем, кого интересует сама музыка, а не обложки и полиграфические вкладыши (информации об исполнителях и релизах в сети и в изданиях немало), подобное положение дел приносит чистую радость – ну что тут поделаешь, если счастливый советский человек был долгое время лишён свободного доступа к той самой (любой и разной!) западной музыке лучших своих лет…
Ведь коллекционирование является (прямо по Канту), «вещью в себе» – оно самодостаточно, хотя и предполагает общение с такими же «повёрнутыми» на предмете «собратьями по разуму».
Или… всё же «собратьями по неразумию»?
Prof. V.Z.