цифровые технологии и качественный звук

Часть 1. Цифровой коаксиальный кабель PROLINK Cinema

Наименование кабелей

1. PROLINK Cinema PHF118-0100

2. PROLINK Premium Chrome HMC111-0150

Производитель

Tonetron Electronic Limited (КНР)

Сайт

www.prolinkcable.ru

В течение нескольких лет для передачи сигнала от транспорта к цифроаналоговому преобразователю я использую коаксиальный цифровой кабель с проводником из монокристаллической меди. Поэтому, когда появилась возможность провести тестирование современного соединения другого производителя, мне было очень интересно сравнить работу в своей аудиосистеме кабелей с одним и тем же типом проводника.

Особенности конструкции

Основная «изюминка» коаксиального кабеля PROLINK Cinema PHF118-0100 – проводник из монокристаллической меди высокой степени очистки 99,9999 %. Технология получения такого проводника была разработана в 70-х и 80-х годах прошлого века японским профессором Ацуми Оно (Atsumi Ohno)1 и поэтому имеет название Ohno Continuous Casting (рус. процесс непрерывного литья Оно), сокращённо OCC. Метод дает возможность получать монокристаллы очень большой длины – более 100 метров. Использование таких монокристаллов в проводниках, в структуре которых нет границ между отдельными кристаллами, способствует, по мнению разработчиков кабелей, лучшей передаче сигнала.

В настоящее время технология ОСС, которая постоянно модернизируется, позволяет получать сверхчистые монокристаллы не только меди, но и серебра. Многие известные компании используют монокристаллические проводники в своих самых дорогостоящих и технологически совершенных изделиях.

Среди производителей, которые применяют монокристаллические проводники в коаксиальных цифровых кабелях, можно назвать такие известные брэнды, как Analysis Plus, Atlas, Furutech, Harmonic Technology, Oehlbach, WireWorld, а также российский MusicalWire.

Конечно, в конструкции цифрового коаксиального кабеля важно всё, а не только то, из какого проводника он изготовлен. Обычно разработчики большое внимание уделяют также качеству используемого диэлектрика, постоянности величины волнового сопротивления 75 Ом по всей длине кабеля и, особенно, в точках соединения, экранированию и другим особенностям конструкции. Одна из основных задач – снизить уровень джиттера, или фазового дрожания, который, как известно, может расти на пути следования сигнала по цифровому соединению.

В аудиосистемах цифровой коаксиальный кабель чаще всего используется для передачи потокового сигнала стандарта S/PDIF от источника к ЦАПу, и высокий уровень джиттера здесь приводит к искажению звука и появлению шумов. Звучание становится металлическим, жёстким, особенно на высоких частотах. Низкие частоты теряют упругость. Уменьшается глубина звуковой сцены, а звуковые образы кажутся смазанными.

Неприятным последствиям джиттера должны противостоять такие неординарные элементы конструкции PROLINK Cinema, как разъёмы RCA с цанговым зажимом и съёмные ферритовые фильтры.

От конструкции разъёмов зависит очень многое. Некачественный контакт кабеля с устройством, например, ЦАПом, может привести к изменению волнового сопротивления в точке контакта, что вызывает отражения цифрового сигнала и его потери и, в результате, деградацию звука. Поэтому известные производители кабелей уделяют повышенное внимание конструированию надёжных соединений. Цанговое устройство вместе с использованием высококачественных материалов в разъёмах тестируемого кабеля должны, бесспорно, служить этой цели. Кстати, производителей таких специфических разъёмов RCA можно по пальцам сосчитать (среди них Furutech, Neutrik, фирма-изготовитель тестируемого кабеля Tonetron).

Ещё одна интересная особенность кабеля PROLINK Cinema – съёмные ферритовые фильтры «Pro EMI Suppressor». Как известно, радиочастотные и электромагнитные помехи приводят к увеличению джиттера. Для борьбы с помехами используется экранирование (у тестируемого кабеля – два экрана: алюминиевая фольга и медная оплётка) и фильтры. Съёмные фильтры «Pro EMI Suppressor» лежат в коробке отдельно и могут быть установлены с помощью миниатюрного ключа, поставляемого вместе с кабелем. Конечно, мне было интересно проверить, насколько использование этих фильтров влияет на работу цифрового коаксиального кабеля.

Кстати, подобными фильтрами оснащены все кабели серии Cinema, самой технологически совершенной из пяти серий PROLINK, выпускаемых компанией Tonetron. Компания хорошо известна как производитель профессиональных кабелей, а её почти тридцатилетний опыт разработки и производства разнообразной номенклатуры кабельных изделий позволил сконцентрировать действительно уникальный технологический опыт. Моя попытка оценить количество разнообразных кабелей, соединителей, коммутаторов и другой продукции Tonetron ни к чему не привела – просто сбился со счёта.

Начинала эта компания, как небольшое производство на Тайване, а сейчас в ней работает более 600 сотрудников. Штаб-квартира, отдел разработок и основное производство Tonetron находятся в Китае. Как мне удалось выяснить, полный цикл изготовления кабелей PROLINK, начиная с их проектирования, производства необходимой элементной базы (в том числе, разъёмов с цанговым зажимом и съёмных ферритовых фильтров) и заканчивая сборкой, выполняются самой компанией Tonetron.

Основные характеристики цифрового коаксиального кабеля PROLINK Cinema PHF118-0100

Проводник

37 жил сечением 0,127 мм из монокристаллической меди OCC 99,9999 %

Диэлектрик

вспененный полиэтилен, ø 4,1 мм

Экранирование

алюминиевая фольга;

оплетка 9х16 из лужёной бескислородной меди сечением 0,1 мм

Внешняя оболочка

ПВХ/ПЭТ чёрного цвета, ø 8,5 мм

Разъемы RCA

хромированная латунь, контакты позолоченные 24К, цанговый зажим

Ферритовые фильтры

два съёмных фильтра «Pro EMI Suppressor»

Волновое сопротивление

>

75 Ом

Направление сигнала

указано стрелками

Длина

1 м

Рекомендованная розничная цена

5070 руб.



_______________________

1. См. например, Оно, А. Затвердевание металлов / пер. с англ. под ред. В.А. Ефимова. – М.: Металлургия, 1980. – 152 с.



Впечатления от прослушивания

В начале статьи я упоминал о кабеле, который стоит в моей аудиосистеме. Это кабель Opus британской фирмы Atlas, известной своей приверженностью монокристаллическим проводникам, сначала медным, а сейчас – и серебряным. В своё время я тщательно выбирал свой кабель и, по правде говоря, при тестировании PROLINK Cinema не ожидал услышать что-то из ряда вон выходящее. Тем более что сравнение двух высокотехнологичных кабелей высшей категории из одного ценового сегмента – это не выбор типа плохой-хороший, это скорее оценка того, в какой степени каждому из производителей удалось достичь заявленных целей, и какой из кабелей себя лучше проявит в условиях конкретной аудиосистемы.

Несколько слов о дизайне кабеля. Серьёзное отношение к изделию возникает сразу же, как только в руках оказывается упаковка. Выглядит кабель очень солидно, положительные эмоции вызывает возможность тщательного фиксирования разъёмов с помощью цангового зажима.

Прежде чем приступить к критическому прослушиванию, я дал поработать кабелю в течение нескольких дней. Так получилось, что из-за коллапса на почте одновременно пришли несколько коллекционных дисков, которые я заказывал в течение последнего времени. Поэтому я был больше занят самой музыкой, чем качеством её воспроизведения. Хотя уже с первых звуков можно было понять, что работает не какой-нибудь «середнячок».

Сначала в роли транспорта использовался проигрыватель Esoteric X-05, сигнал с которого подавался на ЦАП Audio Research DAC7. При подключении надо было учесть направление передачи сигнала, указанное на кабеле стрелками. Поставив компакт-диск c записью романсов в исполнении Дмитрия Хворостовского (Delos DE3293, 2002, запись DSD) и включив проигрыватель на воспроизведение, я с удовольствием прослушал несколько своих любимых песен два раза – с каждым из кабелей. Звуковая сцена, прозрачность была на одном уровне у обоих кабелей, но было нечто, что явно отличало звучание системы при использовании каждого из них… Внимательно ещё раз прослушав «Однозвучно гремит колокольчик», я с некоторым удивлением определил, что с PROLINK Cinema голос нашего замечательного певца имеет как бы больший динамический диапазон, чем с кабелем Opus. А звучание перкуссии – более естественное и имеет больше нюансов. Хотя, конечно, эти различия были незначительными. Если в целом охарактеризовать работу PROLINK Cinema при проигрывании диска Дмитрия Хворостовского, то можно отметить лучшую различимость нюансов в игре различных инструментов аккомпанирующего Московского камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна и ансамбля «Стиль пяти», более чёткое воспроизведение самых низких частот и, что самое главное, захватывающее звучание голоса.

Во время прослушивания следующего диска – «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Валерия Гергиева (гибридный диск SACD/CD, Philips 470 619-2, 2002) – проявились другие особенности в работе кабелей.

Звуковая сцена с PROLINK Cinema оказалась более цельной, отчего музыка становилась более реальной. Можно сказать, что воображаемая сцена, как и настоящая, существующая, была наполнена музыкой, причём это не приводило к маскировке положения музыканта в оркестре. Лучше чувствовалась мощь звучания фортиссимо оркестра, взять хотя бы пьесу «Быдло», в которой постепенное нарастание музыкального напряжения переходит в единое эпическое звучание всех инструментов. Для того чтобы пояснить, что я чувствовал при прослушивании диска «Картинки с выставки», лучше воспользоваться следующей аналогией с посещением реального концерта, например в Большом зале Московской консерватории. Сначала я как бы сижу на боковых местах 1-го амфитеатра. Звучание оркестра (с Atlas Opus) отличное, как и везде в этом зале. Но вот я спускаюсь в партер, ряд десятый, и понимаю, что оркестр звучит по-другому. Не более ярко, не более громко, а всё-таки по-другому – более впечатляюще. И это звучание (с PROLINK Cinema) мне нравится больше.

В звучании скрипок в картинке «Лиможский рынок» чувствуется больше воздуха вокруг инструментов, лучше ощущается акустика зала и расположение музыкантов на сцене. В пьесе «Катакомбы», в самом её начале, можно явно ощутить вибрацию духовых инструментов, особенно на громких звуках. Отлично передаётся пульсирующий характер мелодии и глубина сцены в «Ночи на лысой горе». Громкие звуки становятся «в исполнении» PROLINK Cinema более эмоциональными, тихие – более нежными. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что звучание флейты в конце этой пьесы, как оно передаётся с помощью кабеля Atlas Opus, понравилось мне больше.

Для более объективной оценки кабеля PROLINK Cinema я провёл также его сравнение с другим высококачественным цифровым кабелем – Stereolab The Reference XV-Ultra, который в моей системе используется для передачи сигнала от проигрывателя Pioneer DV-LX50 к ЦАПу при воспроизведении дисков DVD-аудио. При прослушивании альбома группы Пэта Метени (Pat Metheny Group) Imaginary Day (DVD-аудио, Warner Bros. 9362-46791-9, 2001, стерео 88,2 кГц/24 бит) нельзя было не обратить внимание в первую очередь на великолепную сфокусированность звука.

Особенно удавалось кабелю PROLINK Cinema воспроизведение перкуссии, а на диске Пэта Метени этих звуков предостаточно. Интересно, что, несмотря на улучшенную передачу высоких частот, усиления тональной окрашенности не наблюдалось. При работе с кабелем Stereolab аудиосистема, как мне показалось, выдавала более глубокий бас. Однако с PROLINK Cinema звучание на самых низких частотах было более цельным и упругим. Мои сомнения относительно возможностей тестируемого кабеля рассеялись, когда пришла очередь четвёртой композиции A Story Within A Story. Во вступительной части бас и перкуссия зазвучали так ясно и натурально, что сомневаться не приходилось – тестируемый кабель «переигрывал» соперника, хотя и с незначительным преимуществом.

Следующий этап прослушивания – с цифровым проигрывателем «ПК Аудиофил III» в качестве источника. Не вдаваясь в детали сравнения, сразу скажу, что воспроизведение музыки с высоким разрешением – это, может быть, самая сильная сторона кабеля PROLINK Cinema. Как и раньше, в звучании инструментов было много естественных оттенков. Это делало звук более близким к натуральному, чем с кабелем Atlas Opus. PROLINK Cinema как бы раскрывал больше деталей музыки, чем его соперник, так что я мог слышать больше нюансов в игре исполнителей, и это давало мне возможность обратить внимание на те моменты композиций, которые ранее проходили незамеченными.

Настало время испытать съёмные ферритовые фильтры «Pro EMI Suppressor». Для их установки надо было сначала разъединить, а затем соединить две части каждого фильтра с помощью специального миниатюрного ключа, который лежал в коробке рядом с фильтрами. Внимательное прослушивание и сравнение двух вариантов (с фильтрами и без них) не выявило каких-либо изменений в звучании системы. Возможно, все элементы конструкции кабеля так отработаны, что применение фильтров не даёт уже дальнейшего улучшения. А может быть, это зависит от особенностей схемы цифроаналогового преобразователя, и при работе с другим ЦАПом влияние фильтров стало бы более значительным.

Выводы

С технической точки зрения, в цифровом кабеле PROLINK Cinema использованы самые современные решения, хотя трудно говорить о каких-то прорывных инновациях, заложенных в его конструкцию. Однако, не у всех фирм-разработчиков, даже очень именитых, получается сделать так, чтобы технологии работали таким образом, как было задумано. У Tonetron с цифровым кабелем PROLINK Cinema это получилось.

С точки зрения звука, можно сказать, что использование кабеля позволяет аудиосистеме доставлять до слушателя эмоциональное содержание музыки на более высоком уровне – и для меня это стало самым важным моментом в тестировании.

После него я, не колеблясь, решил приобрести кабель PROLINK Cinema для своей аудиосистемы. Поэтому с полной уверенностью могу рекомендовать этот кабель и посетителям нашего сайта.


Описание кабеля на сайте производителя: www.prolinkcable.ru/catalog/cur/125



Часть 2. Цифровой оптический кабель PROLINK Premium Chrome

Второй цифровой кабель компании Tonetron, о которым я хотел бы рассказать, – из другой серии – Premium Chrome. Это оптический кабель с разъёмами TOSLINK длиной 1,5 метра. Внутри чёрной матовой оплётки находится оптоволокно повышенной прозрачности с низким коэффициентом дисперсии. Оно должно обеспечивать высокую скорость распространения света и стабильный поток данных.

Как известно, цифровые оптические кабели теоретически имеют некоторые преимущества перед коаксиальными. Во-первых, они не подвержены влиянию внешних электромагнитных и радиочастотных помех, а, во-вторых, обеспечивают гальваническую развязку соединяемых компонентов (например, транспорта и преобразователя), не позволяя помехам проникать из одного устройства в другое.

Оптические кабели нашли широкое применение в аудиосистемах различного уровня и назначения. Известный производитель аудиоаппаратуры высшего класса из Великобритании компания Naim рекомендует, например, использовать для передачи цифрового звука именно оптический тип соединения. А французская компании Cabasse в своей активной акустическая система высшего класса L’Océan обеспечивает передачу сигналов высокого разрешения исключительно посредством оптических кабелей.

Однако не всегда с помощью таких кабелей можно получить высококачественный звук. Многое здесь зависит не только от достоинств (или недостатков) самого кабеля, но также от качества интерфейсов, преобразующих цифровой сигнал в оптическую форму и обратно на выходе и входе компонентов.

После окончания тестирования коаксиального кабеля PROLINK Cinema я подключил оптический PROLINK Premium Chrome, и сразу проявилась разница в их классе. Понятно, что технические возможности второго кабеля, заложенные производителем, учитывая его стоимость (680 руб.), не позволяют ему соперничать с уровнем high-end первого кабеля.

Для проведения сравнения я воспользовался другим оптическим кабелем из той же «весовой категории» – QED Precision Digital Cable, а в качестве музыкального материала подошёл диск Джорджа Бенсона (George Benson) Breezin’ (DVD-аудио, Warner Archives/Rhino R9 76715, 2001, стерео 96 кГц/24 бит). Два кабеля работали приблизительно одинаково, с небольшим преимуществом QED, что выражалось в большей детальности и натуральности в звучании инструментов. Взять, к примеру, вторую композицию на диске – This Masquerade, где это явно можно услышать, особенно во вступлении. Кстати, и звучание голоса мне больше понравилось с кабелем QED.

Однако, когда я сменил музыкальный жанр и поставил двойной концертный диск Лед Зеппелин (Led Zeppelin) How The West Was Won (2 DVD-аудио, Atlantic 7567 83587-9, 2003, стерео 48 кГц/24 бит) возможности PROLINK Premium Chrome раскрылись в полной мере. Звук был мощным и динамичным, ясно чувствовался объём аудитории. А соло Джона Бонэма (John Bonham) в Moby Dick на втором диске так звучало, что, можно было определить не только состав ударной установки, но размер и расположение каждого из барабанов.

Если охарактеризовать кабель PROLINK Premium Chrome в целом, то можно сказать, что он вполне может использоваться с аппаратурой начального или среднего уровня. Подойдёт он также для тех, кто хочет, чтобы его система выглядела современно – у кабеля отличный дизайн.



Описание кабеля на сайте производителя: www.prolinkcable.ru/catalog/cur/96

Ю. Кузьмин
Май 2013


Дополнение: межблочноый кабель PROLINK Cinema PHF157-0100

После знакомства с цифровым кабелем PROLINK Cinema, показавшим превосходные звуковые качества (да такие, что теперь он стоит в моей системе), трудно было отказаться от соблазна и не проверить в работе второй аудиокабель из этой же серии Cinema – межблочный PHF157-0100 (5070 руб.). Как и в цифровом кабеле, в качестве проводника здесь тоже используется монокристаллическая медь.

Одним из первых европейских аудиокабелей на основе меди ОСС, который был выпущен в 1999 году, был Maestro MA2 фирмы Ecosse из Великобритании.

Этот кабель сразу же привлёк внимание специалистов звукозаписи и любителей хорошего звука, и получил множество наград различных журналов и выставок. Многие отмечали такие его качества, как полную нейтральность и абсолютную слаженность звучания, отсутствие какой-либо тембровой окрашенности, высокую музыкальность.

По мнению специалистов, эти качества могут объясняться особенностями монокристаллического проводника, из которого изготовлен кабель, а именно: отсутствием переходов между зёрнами кристаллической структуры меди, повышенной устойчивостью к коррозии, сниженным электрическим сопротивлением, что позволяет электрическим сигналам беспрепятственно распространяется без помех и искажений, связанных со свойствами обычного проводника.

В настоящее время технология ОСС признана во всем мире и, возможно, является одной из лучших для производства высококачественной кабельной продукции для аудио. Эта технология постоянно совершенствуется, улучшается степень чистоты металла, кроме меди, стали использоваться и серебряные монокристаллические проводники. Интересно, однако, что упомянутый выше кабель Ecosse Maestro MA2, ставший знаменитым ещё в конце прошлого века, выпускается до настоящего времени.

В течение многих лет кабели Maestro MA2 стояли в моей системе, затем их заменили более совершенные кабели Mavros фирмы Atlas, тоже из монокристаллической меди2. В своё время при выборе этого кабеля я провёл достаточно широкий поиск и сравнивал соединения различных известных производителей. Должен сказать, что кабели из монокристаллической меди ОСС играли в моей системе в основном лучше других. Так что, наверное, я могу считать себя поклонником технологии, разработанной профессором Оно. Во всяком случае, до тех пор, пока мне не попадётся что-то лучшее.

Вернёмся к межблочному кабелю PROLINK Cinema PHF157-0100. Солидный внешний вид и отличное качество сборки позволяют отнести его к классу high-end. Но вот как он звучит?

При тестировании я использовал его для соединения SACD/CD-проигрывателя Esoteric X-05 и предусилителя Balanced Audio Technology VK-42SE . Так как кабель был абсолютно новым, пришлось потратить некоторое время на его приработку. Для этого я воспользовался специальным диском с записанными сигналами для «прогрева», который входит в комплект кабеля Atlas Mavros.

Прослушивание проводилось в неспешном режиме, поскольку речь шла о сравнении, как оказалось, двух очень близких по качеству соединений, несмотря на разницу в их стоимости. Использовались супер-аудио диски различных жанров и производителей.

Сначала я сравнил кабели на музыкальном материале женского вокала – диск Love Scenes Дайаны Кролл (Diana Krall) (гибридный диск SACD/CD, Impulse!/Universal 0602498627891, 2004). Различий в звучании вокала при использовании кабелей обнаружить не удалось. Нюансы пения Дайаны Кролл, хорошо записанные на этом диске, отлично передавались как одним, так и другим кабелем, и трудно было отдать предпочтение одному из них.

Затем я продолжил сравнение на материале с хорошо записанными низкими частотами. Обычно для этой цели я использую диск шведского джазового басиста Ларса Даниэльссона (Lars Danielsson) Libera Me (гибридный диск SACD/CD, Act Music + Vision 9800-2, 2004), на котором этот замечательный музыкант использует контрабас в различных по характеру произведениях с разным звучанием инструмента. И с одним и с другим кабелем звук был отличным и приблизительно одинаковым.

Закончилось сравнение прослушиванием тестового диска компании Marantz – Ken Ishiwata’s 30th Anniversary Recording (SACD, Marantz/STS Digital 6111100, 2009). Эта джазовая запись, выполненная на высоком аудиофильском уровне, прекрасно подходит для тестирования аудиоаппаратуры. Вот здесь проявились небольшие различия при использовании одного и другого кабеля. Можно сказать, что Mavros немного превосходил PROLINK Cinema в общей слаженности и музыкальности звучания. Подчеркну, что различие было минимальным.

В заключение хочу поделиться своим мнением о кабеле PROLINK Cinema PHF157-0100.

Очень хороший кабель, может подойти для системы любого уровня. Если вы выбираете кабель из такой же ценовой категории, что и PROLINK Cinema , то обязательно попробуйте его в вашей системе. Он обладает такими качествами, которые дадут ей возможность звучать на том же уровне, который могут обеспечить соединения значительно более высокой стоимости.

 

Описание кабеля на сайте производителя: www.prolinkcable.ru/catalog/cur/126

_______________________

2. Интересно, что разработчиком кабелей Maestro MA2 и Mavros является одно и то же лицо – известный инженер Джон Каррик (John Carrick) из Шотландии, который сначала работал в Ecosse, а затем создал компанию Atlas Cables.

 

 

ПК Аудиофил благодарит «Дистрибуторскую компанию Графитек» за предоставленные для тестирования кабели PROLINK.

Фото кабелей: ПК Аудиофил и www.prolinkcable.ru



Фотогалерея

Вверх